Резолютивная часть оглашена 16.01.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
членов Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "МИРА" (г.Саратов) на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ капитальному ремонту фасадов школы для нужд МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" города Киржача Владимирской области (закупка N 0128200000117014057), в открытом заседании, в отсутствие представителей заявителя жалобы, заказчика, уполномоченного органа.
Заявитель жалобы - ООО "МИРА" уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило.
Заказчик - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" города Киржача Владимирской области, уполномоченный орган- департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области уведомлены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили; направили в материалы дела мотивированные отзывы по доводам жалобы.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "МИРА" (далее - заявитель, Общество) на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ капитальному ремонту фасадов школы для нужд МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" города Киржача Владимирской области (закупка N 0128200000117014057).
Заявитель жалобы указывает на следующие обстоятельства.
1.Заказчиком нарушены требования действующего законодательства, предусматривающего определение объекта закупки и ОКПД2.
Заказчиком определен объект закупки, как капитальный ремонт фасадов школы и код ОКПД2 43.39.19.190 - работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки.
В свою очередь, в состав требуемых к выполнению работ, входят, такие работы, как установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей, устройство асфальтобетонных покрытий, дорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальто- бетонной смеси, подготовка почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем 15 сантиметров вручную. На каждые 5 сантиметров изменения толщины слоя добавлять или исключать к расценкам с 47-01-046-01 по 47-01-046-04. Посев газонов партерных, мавританских обыкновенных вручную, услуги по планировке фасада.
Кроме того, заказчик требует заасфальтировать 2489, м 2 территории и осуществлять ландшафтные работы 1300 м 2, включающие засевание территории газоном.
Заявитель жалобы делает вывод о том, что вышеназванные виды работ не являются сопутствующими основному объекту закупки, являются разнородными (технологически и функционально не связаны с основным объектом закупки) и должны выделяться в отдельные лоты.
Кроме того, заявитель жалобы усматривает в действиях заказчика нарушения требований антимонопольного законодательства.
2. Заказчиком установлены дополнительные требования к участнику закупки. При этом в документации об электронном аукционе указана информация о том, что данные дополнительные требования установлены в соответствии с пунктом 2 приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
Вместе с тем, дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ N 99, относятся к такому объекту закупки, как Выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации.
Заявитель полагает, что в рассматриваемом случае имела место ошибка; заказчиком подразумевались дополнительные требования в соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99.
Из письменного отзыва заказчика установлено следующее.
1. При формировании объекта закупки, подготовки аукционной документации, заказчик руководствовался проектом от 2015 года N 194-15КР "Капитальный ремонт фасадов здания МБОУ СОШ N 7". Указанный проект помимо работ по ремонту непосредственно фасадов, содержит разделы по озеленению и асфальтированию прилежащей к зданию школы территории. Проект составлен таким образом, что все перечисленные в жалобе виды работ составляют единое целое с точки зрения внешней композиции здания.
Кроме того, работы по капитальному ремонту фасадов и демонтажу элементов конструкции здания могут привести к складированию больших объемов стройматериалов, а так же строительного мусора на территории школы, что делает невозможным планирование на данном этапе даты начала работ по устройству газонов и тротуаров.
2. В документации о закупке, содержится техническая опечатка, выразившаяся в неверном указании номера приложения к Постановлению Правительства РФ N 99.
Однако заказчиком предъявлены надлежащие дополнительные требования к участникам закупки.
Из мотивированного отзыва департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области следует, что документация сформирована и утверждена заказчиком. В действиях уполномоченного органа отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, проводимой в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки заказчиком указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики работ, являющейся предметом закупки.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает обязанности заказчика при проведении электронного аукциона выделять те или иные виды работ в отдельные лоты.
Право выделения лотов предоставлено заказчику при проведении конкурса либо закрытого аукциона.
Так же законодательство о контрактной системе в сфере закупок оставляет за заказчиком право определения объекта закупки и применение надлежащего кода ОКПД2.
Довод заявителя о том, что рассматриваемые действия заказчика ограничили число участников закупки, так же не может быть принят Комиссией Владимирского УФАС России ввиду того, что на участие в закупке подано 10 заявок участников закупки. В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0128200000117014057 от 10.01.2018, все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе.
В ходе проведения электронного аукциона 15.01.2017, начальная (максимальная) цена контракта была снижена на 13%.
Таким образом, вышеназванный довод заказчика не нашел своего фактического подтверждения.
Кроме того, в компетенцию Комиссии Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок не входит оценка действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, закупочной комиссии на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
2. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Во исполнение требований части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, издано Постановление Правительства РФ N 99.
В соответствии с приложением N 1 к данному Постановлению Правительства РФ, установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 содержит в своем составе, наименование товаров, работ, услуг, при закупке которых применяются дополнительные требования, непосредственно дополнительные требования, а так же документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В частности, пункт 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 содержит следующие сведения:
Наименование товаров, работ, услуг |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
|
|
|
|
|
|
|
||
2. |
Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей |
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка |
копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке |
В пункте 46 информационной карты электронного аукциона содержатся аналогичные дополнительные требования к участнику закупки. При этом в названном пункте присутствует указание на пункт 2 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ N 99.
Данная техническая ошибка не привела к искажению информации о дополнительных требованиях к участникам закупки, поскольку данные требования (установленные в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99) содержались в пункте 46 информационной карты аукционной документации.
Кроме того, данная техническая ошибка не повлекла за собой избыточных требований к участникам закупки.
Таким образом, в рассматриваемом случае допущенная заказчиков техническая ошибка не явилась основанием для ограничения числа участников закупки, то есть не повлекла за собой фактические нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МИРА" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ капитальному ремонту фасадов школы для нужд МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" города Киржача Владимирской области (закупка N 0128200000117014057) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 января 2018 г. N Г 11-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2018