Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
15.01.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобуООО "Артефакт" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса на выполнение археологических научно-исследовательских работ (разведки) на предмет наличия (отсутствия) объектов, обладающих признаками объектов историко-культурного наследия на территории земельного участка и зоны санитарной охраны, отводимого по объекту : "Комплексное обустройство площадки под компактную жилую застройку в с.Исаклы (площадка N1) Самарской области" (извещение N 0142300022017000036, начальная (максимальная) цена контракта - 2 047 216 ,73 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Артефакт" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса на выполнение археологических научно-исследовательских работ (разведки) на предмет наличия (отсутствия) объектов, обладающих признаками объектов историко-культурного наследия на территории земельного участка и зоны санитарной охраны, отводимого по объекту : "Комплексное обустройство площадки под компактную жилую застройку в с.Исаклы (площадка N1) Самарской области" (извещение N 0142300022017000036) (далее - аукцион).
Согласно доводам жалобы:
1. Заказчиком установлено избыточное требование о представлении в заявке на участие в конкурсе разрешения (открытого листа) на проведение работ, предусмотренных предметом открытого конкурса.
2. Заказчиком в Техническое задание включены работы, не относящиеся к профилю организаций, участвующих в закупке.
Представитель Заказчикас доводами Заявителя не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, документы, представленные Заявителем, Заказчиком, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1.Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).
Согласно пункту 10 документации закупки: "10.Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ:
1)соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: документы или копии документов, подтверждающих соответствие требованиям: в соответствии со ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2003 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"Разрешение (открытый лист) на проведение работ, предусмотренных предметом открытого конкурса".
Однако в конкурсной документации не содержится требования обязательного предоставления разрешения (открытого листа) в составе заявки на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
20.12.2017 года был получен запрос о разъяснении положений конкурсной документации от участника закупки.
Суть запроса заключалась в следующем: "Требуется ли в составе заявки предъявлять Разрешение (открытый лист) в соответствии со ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2003 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Администрацией муниципального района Исаклинский были даны разъяснения положений конкурсной документации от 21.12.2017 года, в разъяснениях указано, что требование предъявить разрешение (открытый лист) в составе заявок отсутствует.
Разрешение (открытый лист) на проведение работ, предусмотренных предметом открытого конкурса, предъявляется непосредственно при выполнении работ.
Данный довод жалобы признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.
2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В проекте контракта установлено: "Исполнитель обязуется выполнить обусловленные техническим заданием (приложение N 1 к настоящему Контракту) работы на выполнение археологических научно- исследовательских работ (разведки) на предмет наличия (отсутствия) объектов, обладающих признаками объектов историко-культурного наследия на территории земельного участка и зоны санитарной охраны, отводимого по объекту: "Комплексное обустройство площадки под компактную жилую застройку в с.Исаклы (площадка N1) Самарской области" (далее именуются - работы), а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их".
В соответствии с пунктом 7 Технического задания:
Содержание работ |
Выявить памятники археологии в районе отводимых площадей под строительство объекта Комплексной застройки; Определить точное местоположение выявленных памятников археологии относительно оси проектируемой трассы и выдать их координаты; В случае попадания объектов археологии или их охранных зон в полосу строительства, предложить вариант обхода с целью своевременной корректировки проекта и изменения месторасположения земельного участка. В случае невозможности обхода по предложенным вариантам составить предварительную смету на охранные археологические работы и включить ее в состав отчета (решение о проведении раскопок или переносе трассы принимает Заказчик). По результатам проведённых археологических полевых работ получить заключение историко-культурной экспертизы и согласование Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области. Разработка проекта "Организация зоны санитарной охраны (ЗСО) водозабора из поверхностного источника (р.Исаклинка), как источника водоснабжения питьевого назначения. водоснабжения)"в соответствии с требованиями СанПиН2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". Получение санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области. Объем проводимых работ по археологическому обследованию: - Визуальное обследование территории для выявления памятника - 4,43 кв.км - Археологическое обследование территории шурфами - 35 шурфов - Документально-протокольная съемка 280 негативов |
Согласно проекту Контракта: "3.4. Исполнитель вправе: привлекать на контрактной основе к исполнению настоящего Контракта соисполнителей, имеющих соответствующие допуски, предусмотренные действующим законодательством. В отношении соисполнителей Исполнитель выполняет функции Заказчика. При этом условия настоящего Контракта подлежат включению Исполнителем в контракты с соисполнителями. Невыполнение соисполнителем обязательств перед Исполнителем не освобождает Исполнителя от выполнения условий настоящего Контракта".
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, ООО "Артефакт", вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО "Артефакт"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 января 2018 г. N 3-13388-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2018