Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в отсутствие представителей сторон, рассмотрела жалобу ООО "Профит-Плюс" на действия заказчика МБОУ "Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0377300031717000004 на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта.
19.01.2018 г. от заказчика МБОУ "Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя учреждения.
Заявитель ООО "Профит-Плюс" должным образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечил. О причинах неявки не сообщил, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не поступало.
При таких обстоятельствах Комиссия УФАС по РА полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя общества.
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское республиканское УФАС России 15.01.2018 г. (вх. 76) поступила жалоба ООО "Профит-Плюс" (г. Москва г. Московский, ул. Атласова, д. 9) на действия заказчика МБОУ "Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0377300031717000004 на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта.
Заявитель считает, что положения аукционной документации не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
МБУ "Централизованная бухгалтерия" от имени МБОУ "Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина" 19.01.2018 г. представлено письменное возражение (вх. N 161) на жалобу, согласно которому заказчик считает доводы необоснованными.
Комиссия по контролю в сфере закупок Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, полагает, что доводы жалобы являются обоснованными в части по следующим основаниям:
30.12.2017 г. заказчиком МБОУ "Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина" на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта.
Согласно извещению N0377300031717000004 в редакции от 31.12.2017 г.:
- начальная (максимальная) цена контракта - 38 648 251,00 рублей;
- дата и время окончания подачи заявок - 15.10.2018 г. 23-59 час.;
- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок- 19.01.2018 г.;
- дата проведения электронного аукциона - 22.01.2018 г.
1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 данной статьи документов и информации, не допускается.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
При этом комиссия по осуществлению закупок, в том числе вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 данной статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 данной статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи (ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе).
В пункте 5 раздела I аукционной документации (Информационная карта) заказчиком, в том числе установлено требование о предоставлении участником закупки во второй части заявки декларации о соответствии его требованиям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком в нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе в аукционной документации установлены излишние требования к составу документов, предоставляемых участником закупки в составе второй части заявки на участие в аукционе, а именно декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Доводы заявителя в данной части являются обоснованными.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 данной статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 данной статьи функций и полномочий.
Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в объекте закупки, необходимом, в том числе для достижения целей и реализации мероприятий государственных (муниципальных) программ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе (в редакции на дату размещения аукционной документации в ЕИС) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) с использованием показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно части 2 данной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА считает, что показатели, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, и инструкция по заполнению заявок должны позволять участникам закупки определить установленные заказчиком требования к закупаем товарам, работам, услугам.
В пункте 5 Информационной карты в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлены, в том числе требования к первой части заявки и инструкция по ее заполнению.
Данной инструкцией определено, что заказчик не обязывает участника закупки иметь в наличии товар (материал) в момент подачи заявки, а так же не требует проведение анализов/исследований/испытаний для определения конкретных показателей товара (материала), в связи с чем для определения соответствия товара (материала), при его описании в отношении механических свойств, физико-механических показателей и физико-химических показателей участники закупки в заявках указывают максимальные и (или) минимальные значения и (или) диапазон значений, в случае если такие конкретные показатели указываются не точными цифровыми и (или) иными параметрами (в том числе в диапазонном значении и (или) с формулировками "не более", "не менее", "более", "менее") производителем товара, либо предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что участнику закупки при формировании первой части заявки в отношении показателей товаров, значения которых определяются в ходе проведения испытаний, исследований, нет необходимости проводить данные исследования, т.к. инструкция по заполнению первой части заявки в отношении таких показателей не предусматривает предоставление их конкретных значений.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0377300031717000004 от 19.01.2018 г. поступило 9 заявок.
При таких обстоятельствах, Комиссия УФАС по РА доводы заявителя о том, что заказчиком установлены излишние требования к показателям товаров "Бетонная смесь", "Болты", "Рубероид", "Бруски", "Винты", "Гвозди", "Шурупы", значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, которые приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, считает необоснованными, т.к. заявителем не представлено доказательств того, что требования заказчика к показателям товаров не определяют их технических, функциональных характеристик (потребительских свойств).
В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения законодательства о контрактной системе, выявленные Комиссией УФАС по РА, в том числе в ходе рассмотрения жалоб ООО "Райагропромстрой", ООО "Перспектива", ИП Шмидт И.К., могли ввести участников закупки в заблуждение при формировании первых частей заявок, невозможности предоставления участниками сведений (документов) во второй части заявки (дополнительные требования), в целях восстановления законных прав участников закупки Комиссия УФАС по РА приняла решение выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, возврата всех заявок, поступивших на участие в электронном аукционе, внесения изменений в аукционную документацию, либо отмены данного электронного аукциона и повторного осуществления закупки (в случае необходимости).
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-Плюс" на действия заказчика МБОУ "Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0377300031717000004 на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта обоснованной в части установления излишних требований к содержанию второй части заявки (декларация по п.10 ч.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ).
2. Признать заказчика МБОУ "Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина" нарушившим ч. 6 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику МБОУ "Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина" предписание об устранении нарушений требований законодательства о контрактной систем путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, возврата всех заявок, поступивших на участие в электронном аукционе, внесения изменений в аукционную документацию, либо отмены данного электронного аукциона и повторного осуществления закупки (в случае необходимости).
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 22 января 2018 г. N 5-К/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2018