Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Мамедова Ф.Г. (далее также - податель жалобы) на действия заказчика - Муниципального казённого учреждения "Служба единого заказчика-застройщика" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения (поселок индивидуальных застройщиков на 1000 дворов, поселок Овражный)" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0819300038017000310, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 28.12.2017 поступила жалоба ИП Мамедова Ф.Г. на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: принятие заказчиком неправомерного решения об отказе от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона с ИП Мамедовым Ф.Г. и о признании ИП Мамедова Ф.Г. уклонившимся от заключения контракта.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 6 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель заказчика Сизых Е.В. (доверенность N 2 от 10.01.2018, удостоверение личности);
- представитель подателя жалобы Макаренко А.В. (доверенность N 1 от 10.01.2018, удостоверение личности).
Из существа жалобы следует, что по результатам подведения итогов электронного аукциона победителем и единственным участником закупки является ИП Мамедов Ф.Г. С 12 по 25 декабря 2017 года было проведено согласование и подписание контракта. 19.12.2017 ИП Мамедовым Ф.Г. произведена оплата обеспечения исполнения контракта. 25.12.2017 заказчиком были возвращены денежные средства, направленные в качестве обеспечения, по причине ошибки в реквизитах платежа. 26.12.2017 платежным поручением N 17 ИП Мамедовым Ф.Г. заказчику были перечислены денежные средства в качестве обеспечения по верным реквизитам. 27.12.2017 получен протокол отказа от заключения контракта. Податель жалобы с протоколом об отказе от заключения контракта не согласен, поскольку фактически денежные средства поступили на счет заказчика.
Податель жалобы отметил, что контракт подлежит заключению с единственным участником и второго участника, с которым возможно подписание контракта нет, денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта внесены на счет заказчика, в связи с чем, податель жалобы полагает, что исправление технической ошибки и возобновление процедуры подписания контракта прав третьих лиц не нарушит, напротив, позволит избежать срыва работ, предусмотренных контрактом, и иных негативных последствий.
От заказчика поступили письменные пояснения, в которых он не согласился с доводами, заявленными подателем жалобы, а также обратил внимание на следующее. 26.12.2017 заказчиком сформирован протокол отказа от заключения контракта и размещен в единой информационной системе 27.12.2017. Выписка по лицевому счету для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств заказчика, поступает в СУФД в день, следующий за днем проведения банковской операции. Таким образом, у заказчика на 26.12.2017 имелась информация по поступившим денежным средствам от 25.12.2017. Из положений Закона о контрактной системе следует, что победитель процедуры закупки в обязательном порядке предоставляет заказчику обеспечение исполнения контракта, заключаемого по результатам такой закупки, в установленный срок. В случае если на дату окончания срока заключения контракта денежные средства в размере обеспечения исполнения контракта от участника закупки, с которым заключается контракт, не поступили на указанный заказчиком счет, такой участник закупки признается уклонившимся от заключения контракта в связи с непредоставлением обеспечения исполнения контракта. Контракт может быть подписан сторонами только после подтверждения факта перечисления денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта победителем документом о его предоставлении и проверки заказчиком данного факта со своей стороны. Чтобы установить выполнение этого требования, необходимо проверить факт поступления денежных средств в полном размере на указанный в документации о закупке, проекте контракта счет заказчика. Подписание контракта заказчиком до подтверждения факта поступления денежных средств на счет заказчика, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, не допускается. Таким образом, заказчик полагает, что он не вправе подписать контракт, если денежные средства, перечисленные организацией в обеспечение исполнения контракта, на соответствующий счет не поступили, вне зависимости от факта представления ему платежного поручения, подтверждающего перечисление таких денежных средств. На основании изложенных обстоятельств заказчик просил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения (поселок индивидуальных застройщиков на 1000 дворов, поселок Овражный).
Частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся, на основании протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 01.12.2017 контракт подлежал заключению с единственным участником электронного аукциона, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе которого признана аукционной комиссией соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе - ИП Мамедовым Ф.Г.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Частями 3 - 7 статьи 70 Закона о контрактной системе предусмотрены следующие действия со стороны заказчика и победителя электронного аукциона при заключении контракта.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива) (часть 3 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов (часть 4 статьи 70 Закона о контрактной системе).
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе (часть 5 статьи 70 Закона о контрактной системе).
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 статьи 70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий (часть 6 статьи 70 Закона о контрактной системе).
В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе (часть 7 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Согласно части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Из части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе следует, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Проанализировав информацию, представленную подателем жалобы, заказчиком, а также оператором электронной площадки в отношении процедуры заключения контракта по результатам электронного аукциона, Комиссия установила совершение заказчиком и ИП Мамедовым Ф.Г. следующих действий.
С 04.12.2017 по 11.12.2017 оператором электронной площадки, заказчиком в соответствии с требованиями части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе до рассмотрения Красноярским УФАС России жалобы на действия заказчика было приостановлено заключение контракта до окончания рассмотрения жалобы.
12.12.2017 заказчиком размещен в единой информационной системе без его подписи проект контракта, направлен победителю электронного аукциона на подпись.
13.12.2017 ИП Мамедов Ф.Г. при наличии разногласий по проекту контракта разместил в единой информационной системе протокол разногласий.
18.12.2017 заказчиком рассмотрен протокол разногласий и в единой информационной системе размещен доработанный проект контракта, который направлен победителю электронного аукциона на подпись.
20.12.2017 ИП Мамедов Ф.Г. разместил в единой информационной системе подписанный со своей стороны проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, а именно платежное поручение N 11 от 19.12.2017.
Заказчик проверил поступление денежных средств на лицевом счете заказчика по реквизитам, указанным в аукционной документации: номер расчётного счёта 40302810900003000067; номер лицевого счёта 05193001850; БИК 040407001. Обеспечение исполнения контракта в размере 64 578,75 рублей на указанном лицевом счете по состоянию на 25.12.2017 отсутствовало.
25.12.2017 заказчик направил участнику протокол разногласий, проинформировав об отсутствии денежных средств на лицевом счете, и повторно разместил в единой информационной системе без его подписи проект контракта, направил его победителю электронного аукциона на подпись.
25.12.2017 ИП Мамедов Ф.Г. разместил в единой информационной системе подписанный со своей стороны проект контракта, а также повторно документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, а именно, платежное поручение N 11 от 19.12.2017, из которого следует, что денежные средства победителем электронного аукциона перечислены по неверным реквизитам. Заказчиком перечисленные на неверный счет денежные средства возвращены ИП Мамедову Ф.Г. платёжным поручением N 151462 от 25.12.2017.
26.12.2017 ИП Мамедов Ф.Г. платежным поручением N 17 перечислил заказчику денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта по верным реквизитам, указанным в аукционной документации.
26.12.2017 заказчиком сформирован протокол отказа от заключения контракта с победителем электронного аукциона ИП Мамедовым Ф.Г. на основании части 12 статьи 70 Закона о контрактной системе. Указанный протокол 27.12.2017 размещен в единой информационной системе.
По сведениям заказчика выписка по лицевому счету для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств заказчика, поступает в СУФД в день, следующий за днем проведения банковской операции.
Таким образом, информация по поступившим заказчику денежным средствам 26.12.2017 появилась у заказчика 27.12.2017. Данный факт подтверждается копией выписки из лицевого счета для учета операций со средствами, поступившими во временное распоряжение получателя бюджетных средств N 05193001850 за 26 декабря 2017 г., от 27.12.2017, а также не оспаривается заказчиком.
Срок для размещения ИП Мамедовым Ф.Г. в единой информационной системе подписанного усиленной электронной подписью проекта контракта, а также подписанного усиленной электронной подписью документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, с учетом требований части 6 статьи 70 Закона о контрактной системе и статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации выпадал на 28.12.2017. При этом двадцатидневный срок для заключения контракта предусмотренный нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 765, часть 4 статьи 528) с учетом приостановки его заключения контрольным органом на дату 28.12.2017 не истекал.
Таким образом, протокол отказа от заключения контракта с победителем электронного аукциона ИП Мамедовым Ф.Г. составлен заказчиком до истечения срока, установленного для заключения контракта, а именно, ранее 29.12.2017, поскольку вплоть до 23 часов 59 минут 28.12.2017 у победителя электронного аукциона в соответствии с частью 6 статьи 70 Закона о контрактной системе имелась возможность подписать контракт и предоставить заказчику надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Закон о контрактной системе не обязывает победителя электронного аукциона совершать действия по подписанию контракта и действия по предоставлению документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, одномоментно. Об этом же свидетельствует содержание части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе, из которой следует, что участник закупки, с которым заключается контракт, считается уклонившимся от заключения контракта, в случае непредоставления обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта.
Кроме того, из протокола от 26.12.2017 следует, что заказчик отказался от заключения контракта с победителем электронного аукциона на основании части 12 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что данное основание указано заказчиком неверно в связи со следующим:
Согласно части 12 статьи 70 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной таким участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.
В части 23 статьи 68 Закона о контрактной системе описывается случай, когда при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже. В таком случае аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта исходя из положений Закона о контрактной системе о порядке проведения такого аукциона.
Вместе с тем, при осуществлении рассматриваемой закупки случай, описанный в части 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, не наступил. Более того, аукцион в данной закупке не проводился вовсе, поскольку на этапе рассмотрения первых частей заявок надлежащей признана только одна заявка, вторая часть которой также соответствовала требования аукционной документации, и контракт подлежал заключению с единственным участником по начальной (максимальной) цене контракта.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что вышеуказанные действия заказчика, в том числе, действия по отказу от заключения контракта с победителем электронного аукциона ранее установленного срока, нарушают требования статьи 70 Закона о контрактной системе, а также содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ИП Мамедова Ф.Г. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов победителя закупки путем совершения действий, направленных на заключение контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы по жалобе ИП Мамедова Ф.Г. уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 января 2018 г. N 9
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2018