Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Лидер СВК" (далее - ООО "Лидер СВК", податель жалобы) на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление эксплуатации Красноярского водохранилища" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Услуги охраны" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319100004817000011, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 02.05.2017 поступила жалоба ООО "Лидер СВК" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала представитель заказчика Дьякова Т.В. (доверенность N 6 от 10.05.2017, удостоверение личности).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе предъявлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктами 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а именно, лицензии на осуществление страхования, вид деятельности: "Обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств".
Таким образом, податель считает, что заказчикам неправомерно установлено требование к участникам электронного аукциона о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, являющихся объектом закупки, а именно, о наличии у участников электронного аукциона указанной лицензии на осуществление страхования, вид деятельности: "Обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств", с учетом того обстоятельства, что предметом электронного аукциона являются услуги охраны.
Заказчик в адрес Красноярского УФАС России представил письменные пояснения, в которых согласился с доводом жалобы, так как при подготовке аукционной документации заказчиком была допущена техническая ошибка, а именно, аукционная документация была создана на основе ошибочно выбранного шаблона.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг охраны.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе запрещает заказчикам устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Из пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Исследовав требования, установленные заказчиком в пункте 24 документации об электронном аукционе, к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе Комиссией было установлено, что в составе второй части заявки участнику закупки необходимо представить документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а именно, документы подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, являющихся объектом закупки: наличие лицензии на осуществление страхования, вид деятельности: "Обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств".
В силу пункта 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на осуществление частной охранной деятельности требуется лицензия.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности) оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Согласно статье 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
Исходя из вышеуказанного, заказчиком в аукционной документации неправомерно не установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно, копии лицензии, выданной органами внутренних дел, на осуществление охранной деятельности с указанием конкретных видов охранных услуг, необходимых для оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Кроме того, заказчиком неправомерно предъявлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе лицензии на осуществление страхования, вид деятельности: "Обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств", а следовательно, неправомерно установлено требование к участникам электронного аукциона о наличии у участников электронного аукциона указанной лицензии.
Исходя из совокупности сведений и документов, предоставленных на рассмотрение жалобы, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях заказчика при составлении и утверждении аукционной документации присутствуют нарушения пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают части 1, 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем при проведении внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссией было установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки, устанавливаемые заказчиком при осуществлении закупки.
Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (начало действия документа - 09.01.2017) пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изложен в следующей редакции: 7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; а также часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 7.1 следующего содержания: 7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе запрещает заказчикам устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Из пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Проанализировав положения документации о проведении электронного аукциона, Комиссия установила, что предъявляемые к участникам закупки требования установлены заказчиком в пункте 7 документации об электронном аукционе.
Одним из требований к участникам закупки заказчиком обозначено следующее требование: "отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации". При этом в Законе о контрактной системе (в редакции, действующей на дату утверждения аукционной документации, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ) пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изложен в следующей редакции: 7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Также среди указанных в пункте 7 документации об электронном аукционе требований к участникам закупки отсутствует требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о том, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 24 документации об электронном аукционе, устанавливающем требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, заказчиком предусмотрено предоставление в составе второй части заявки на участие аукционе декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом заказчиком в данном пункте документации об электронном аукционе также приведено требование пункта 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в редакции, недействующей на дату утверждения аукционной документации, без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ. Требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в данном пункте документации об электронном аукционе заказчиком также не приведено.
Кроме того, заказчиком не установлено требование о предоставление в составе второй части заявки на участие аукционе декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения допущены заказчиком при формировании рекомендуемой формы "Декларации соответствия участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе", являющейся Приложением N 3 к документации об аукционе. Указанная рекомендуемая форма может ввести участников электронного аукциона в заблуждение и привести к допущению со их стороны нарушений требований Закона о контрактной системе при подготовке заявки на участие в электронном аукционе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, учитывая дату утверждения (аукционная документация утверждена и.о. директора заказчика приказом N 30/3 от 17.04.2017) и размещения в единой информационной системе аукционной документации (аукционная документация размещена в единой информационной системе 21.04.2017), Комиссия пришла к выводу о том, что на указанный момент времени заказчиком такая документация была утверждена с нарушением вышеуказанных требований пунктов 7 и 7.1 части 1, части 6 статьи 31, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают части 1, 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из требований части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информациею, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01.01.2016 (далее - Перечень). В указанный Перечень включено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).
Следовательно, во исполнение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе заказчику в силу пункта 7 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе надлежало в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации установить в извещении и документации о проведении электронного аукциона запрет на допуск услуг, оказываемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, для целей осуществления рассматриваемой закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов. То есть в рассматриваемом случае аукционная документация должна содержать требование о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе документа, подтверждающего соответствие такого участника и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запрету, установленному Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
Однако анализ извещения и документации о проведении электронного аукциона, размещенных в единой информационной системе на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, показал Комиссии, что запрет на допуск организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, для целей осуществления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона для обеспечения нужд заказчика последним установлен не был, соответственно не установлено и требование о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе документа, подтверждающего соответствие такого участника и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запрету, установленному Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, что не подлежит признанию надлежащим исполнением требований части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в ее правовом взаимодействии с пунктом 7 части 5 статьи 63 и пунктом 6 части 5 статьи 66, а также части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Лидер СВК" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования частей 1, 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Лидер СВК" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 мая 2017 г. N 521
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2018