Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, главный специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Кобыша В.А. на действия аукционной комиссии Муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных закупок, поддержки предпринимательства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления г. Зеленогорска" (далее - аукционная комиссия), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту системы видеонаблюдения", на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0819300038017000300, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Кобыша В.А. на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту системы видеонаблюдения" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, аукционной комиссии, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, аукционной комиссии было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель уполномоченного органа Иванов А.В. (доверенность б/н от 30.11.2017);
- представитель ООО "МастерКласс" Кириченко А.В. (доверенность б/н от 23.11.2017).
ИП Кобыш В.А., уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направил.
Из содержания жалобы ИП Кобыша В.А.следует, что аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске заявке подателя жалобы к участию в электронном аукционе.
Представитель заказчика не согласился с доводами жалобы, представил письменные пояснения, а также первые части заявок всех участников.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком в связи с возникшей потребностью совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту системы видеонаблюдения", номер извещения 0819300038017000300.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основании части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной система, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В частях 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
При анализе аукционной документации Комиссией установлено, что пунктом "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно аукционной документации предусмотрено, что описание объекта закупки указано в Приложении N 1 к документации об электронном аукционе. Согласно Приложению N 1 к документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования к техническим характеристикам материалов, используемых при оказании услуг.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.11.2017 N0819300038017000300-1 подателю жалобы (заявка N 9) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине: "на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ
(Не предоставление информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", строки "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе. Участник размещения заказа не указал наименование страны происхождения товара)".
Исследовав содержание первой части заявки подателя жалобы (заявка N9), Комиссия установила, что указанным участником закупки было осуществлено предложение в отношении каждого товара, содержащегося в Описании объекта закупки, а также для каждого товара, где указано "страна производитель Россия".
Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 58 Таможенного Кодекса Таможенного Союза страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что указание "страна производитель" не является наименованием страны происхождения товара, так как страна происхождения товара может быть иной, чем та страна, в которой товары были произведены.
Кроме того, в силу пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать помимо прочего именно наименование страны происхождения товара, то есть Законом о контрактной системе императивно установлено требование к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе страны происхождения товара в отношении конкретного товара.
Установив вышеуказанные обстоятельства, приняв во внимание положения аукционной документации, пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к выводу о том, что в первой части заявки подателя жалобы не была представлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, о наименовании страны происхождения товаров, поскольку подателем жалобы представлена информация о наименовании страны производителя: "Россия". При этом иные сведения, которые можно идентифицировать как "наименование страны происхождения товара", в заявке подателя жалобы не содержатся.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией было принято правомерное решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе заявке подателя жалобы. Соответственно в действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, в результате проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссией Красноярского УФАС России принята во внимание позиция, изложенная в письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16, в соответствии с которой при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Согласно аукционной документации предусмотрено, что описание объекта закупки указано в Приложении N 1 к документации об электронном аукционе. Согласно Приложению N 1 к документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования к техническим характеристикам материалов, используемых при оказании услуг, а именно:
N п/п |
Наименование |
Требования |
1. |
Канифоль сосновая. |
Внешний вид: должна быть прозрачная, стекловидная или с наличием пузырьков воздуха масса. Массовая доля воды менее 0,2 %. Массовая доля золы не более 0,04%. Сорт высший или первый или второй. Массовая доля механических примесей менее 0,04%. Температура размягчения не ниже 66 град С. Кислотное число, мг КОН на 1 г продукта, не менее 166. Массовая доля неомыляемых веществ не более 7,5 %. |
Комиссия отмечает, что согласно пункту 1.3. ГОСТ 19113-84 "Канифоль сосновая. Технические условия" по физико-химическим показателям сосновая канифоль должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Наименование показателя |
Норма |
Метод анализа |
||
|
высший сорт ОКП 24 5372 0120 |
1-й сорт ОКП 24 5372 0130 |
2-й сорт ОКП 24 5372 0140 |
|
1. Внешний вид |
Прозрачная, стекловидная или с наличием пузырьков воздуха масса |
По п.4.2 |
||
2. Интенсивность окраски |
X, WW, WG |
X, WW, WG, N |
M, K, Y, H, G |
По ГОСТ 17823.4 |
3. Массовая доля воды, %, не более |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
По ГОСТ 16399 |
4. Массовая доля золы, %, не более |
0,03 |
0,04 |
0,04 |
По п.4.3 |
5. Массовая доля механических примесей, %, не более |
0,03 |
0,04 |
0,04 |
По п.4.4 |
6. Температура размягчения, °С, не ниже |
69 |
68 |
66 |
По ГОСТ |
7. Кислотное число, мг KОН на 1 г продукта, не менее |
169 |
168 |
166 |
По ГОСТ |
8. Склонность к кристаллизации |
Отсутствие медового пористого осадка |
По п.4.6 |
||
9. Массовая доля неомыляемых веществ, %, не более |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
По п.4.7 |
Таким образом, показатели характеристик "массовая доля воды", "массовая доля золы", "массовая доля механических примесей", "температура размягчения", "кислотное число", "массовая доля неомыляемых веществ" рассматриваемого товара возможно определить только в результате проведенных испытаний определенной партии товара, после его производства.
Кроме того, Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что из указанных в инструкции по заполнению заявки положений не следует, что участник закупки может указать не конкретное значения показателей, в том числе, "массовая доля воды", "массовая доля золы", "массовая доля механических примесей", "температура размягчения", "кислотное число", "массовая доля неомыляемых веществ".
Кроме того, анализ Приложению N 1 к документации об электронном аукционе (Описание объекта закупки) позволил Комиссии установить, что по иным товарным позициям уполномоченным органом также предъявляются требования предоставить конкретные значения показателей, которые становятся известными непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства (что, в том числе, следует из стандартов качества, которым такие товары должны соответствовать).
Таким образом, требование заказчика об описании в заявке показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке, нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ИП Кобыша В.А. необоснованной.
2. Признать уполномоченный орган нарушившим требования статей 33, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица уполномоченного органа.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 декабря 2017 г. N 1991
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2018