Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Зелюткова К.В. (далее также - податель жалобы) на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники для нужд КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С.Карповича"" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200064617000286, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 09.01.2018 поступила жалоба ИП Зелюткова К.В. на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалоб ООО "КрасМедСервис" и ИП Зелюткова К.В. (далее также - податели жалоб) на действия заказчика при проведении электронного аукциона (номера жалоб 26, 27 соответственно), поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу присутствовали:
- представитель заказчика Кособукова О.К. (доверенность от 09.01.2018, удостоверение личности);
- представитель ООО "КрасМедСервис" Алексеева О.П. (доверенность N 1 от 10.01.2018, удостоверение личности).
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии ИП Зелютков К.В. не обеспечил.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании документации о проведении электронного аукциона заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы ООО "КрасМедСервис" следует, что заказчиком в аукционной документации установлено требование о наличии у участников закупки аттестата аккредитации лаборатории радиационного контроля, а также о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии аттестата аккредитации лаборатории радиационного контроля. Податель жалобы полагает, что данное требование является незаконным и ограничивающим конкуренцию среди потенциальных участников закупки, поскольку является требованием о наличии у участника закупки производственных мощностей, что противоречит части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, податель жалобы отметил, что Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не устанавливает требований об осуществлении лицензируемой деятельности при наличии аккредитованной испытательной лаборатории. По мнению подателя жалобы, его позиция также подтверждается пунктом 1.4 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, где в качестве места оказания услуг указана, в том числе, ремонтная база исполнителя.
ИП Зелютков К.В. также считает, установленное заказчиком в аукционной документации требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционе оригинала или копии аттестата аккредитации лаборатории радиационного контроля ограничивающим конкуренцию, поскольку данным аттестатом фактически обладают лишь несколько крупных специализированных организаций. При этом, податель жалобы отмечает, что большую часть работ, предусмотренных описанием объекта закупки, возможно было бы выполнить более широкому кругу потенциальных участников торгов. Из жалобы ИП Зелюткова К.В. следует, что требование о наличии у участника закупки аттестата аккредитации лаборатории радиационного контроля стало результатом неправомерного включения заказчиком в объект закупки вида работ, предусмотренных данным аттестатом (контроль эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования с выдачей протокола установленного образца в соответствии с законодательством РФ), в связи с чем, по его мнению, данный вид работ подлежит выделению в отдельный лот в случае отсутствия в аукционной документации условия о возможности привлечения к выполнению данных работ субподрядных организаций.
С вышеуказанными доводами подателей жалоб заказчик не согласился на основании доводов, подробно изложенных в письменных пояснениях.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники для нужд КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С. Карповича".
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом часть 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, а также с разделом 6 "Наименование и описание объекта закупки" аукционной документации (далее - Описание объекта закупки) объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники для нужд КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С. Карповича".
Анализ Описания объекта закупки показал Комиссии, что в рассматриваемом разделе аукционной документации, исходя из использованных в его содержании формулировок, заказчиком был сформулирован перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования, являющегося объектом закупки. При этом согласно пункту "Объем услуг для всего вышеперечисленного оборудования", включенного в раздел 6 "Наименование и описание объекта закупки" (стр. 31 аукционной документации), в объект закупки входят также работы по выполнению контроля эксплуатационных параметров в отношении каждой единицы рентгеновского оборудования, указанного в описании объекта закупки, с выдачей протокола установленного образца с выдачей протокола установленного образца в соответствии с законодательством РФ с периодичностью не менее, чем один раз в год, а также после замены рентгеновской трубки.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком работ, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования оборудования, работы по техническому обслуживанию и ремонту которого являются объектом закупки.
Из смысла части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при описании объекта закупки заказчиком могут устанавливаться значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, которые не могут изменяться.
Комиссией были приняты во внимание следующие пояснения заказчика относительно включения в объект закупки работ по выполнению контроля эксплуатационных параметров всех рентгеновских установок, являющихся предметом контракта, с выдачей протокола установленного образца один раз в период действия контракта:
В соответствии с пунктом 5.2 Письма Минздрава РФ от 27.10.2003 N 293-22/233 "О введении в действие Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники" (далее - Методические рекомендации) существуют следующие виды работ по техническому обслуживанию медицинской техники:
- ввод в эксплуатацию;
- контроль технического состояния;
- периодическое и текущее техническое обслуживание;
- текущий ремонт.
Согласно пункту 6.4.3 Методических рекомендаций техническое состояние изделия определяется:
- визуально и по органолептическим признакам (шумы, запахи и т.д.);
- проверкой в действии (функциональный контроль);
- средствами инструментального контроля.
Пунктом 6.4.6 Методических рекомендаций предусмотрено, что при проведении инструментального контроля определяют значения основных эксплуатационных и технических характеристик изделия.
При этом пунктом 6.4.7 Методических рекомендаций предусмотрены следующие виды контроля технического состояния:
- контроль технического состояния перед использованием;
- периодический (плановый) контроль технического состояния;
- текущий (внеплановый) контроль технического состояния.
В соответствии с пунктом 6.4.14 Методических рекомендаций результаты контроля технического состояния изделия отражаются в журнале технического обслуживания.
Таким образом, контроль эксплуатационных параметров является неотъемлемой и обязательной к выполнению составной частью технического обслуживания медицинской техники.
Кроме того, функцией контроля эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, выполняемого в соответствии с аттестатом аккредитации, является оценка соответствия аппарата для принятия решения о его дальнейшей эксплуатации.
При этом именно принятие решения о возможности эксплуатации любого медицинского оборудования является конечной потребностью заказчика при проведении технического обслуживания и ремонта соответствующей техники, так как эта информация непосредственно влияет на обеспечение безопасности здоровья и жизни пациентов и персонала при проведении рентгенологических исследований, ведь в случае отсутствия контроля выходных параметров данной категории оборудования возникает опасность нанесения вреда при воздействии чрезмерного ионизирующего излучения.
Проведение технического обслуживания и ремонта рентгенологического оборудования без контроля параметров влечёт за собой также неэффективное использование бюджетных средств, так как проведение только работ по техническому обслуживанию и ремонту техники не является достаточным основанием для принятия решения о возможности её дальнейшей эксплуатации.
Кроме того, согласно пункту 6.4.10 Методических рекомендаций периодический контроль технического состояния изделия медицинской техники проводится специалистами по техническому обслуживанию медицинской техники.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок".
Таким образом, предметом электронного аукциона является техническое обслуживание рентгеновской аппаратуры и оборудования, в том числе контроль эксплуатационных параметров всех рентгеновских установок, являющихся предметом контракта.
Принимая во внимание описание объекта закупки, Комиссия пришла к выводу о том, что при реализации своего права на формирование предмета аукциона в виде одного лота, заказчиком не было допущено злоупотребления права.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
В разделе 5 аукционной документации заказчиком помимо прочих установлено следующее требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- Наличие лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;
- Наличие лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- аттестат аккредитации лаборатории радиационного контроля.
Требование установлено пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Указанная лицензия не должна быть отозвана, ее действие не должно быть приостановлено или прекращено на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Исследовав требования, установленные заказчиком в аукционной документации (раздел 17.1 аукционной документации) к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, Комиссией было установлено, что в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе участнику закупки помимо прочего необходимо представить документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 раздела 5 аукционной документации или копии этих документов:
- действующая лицензия на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, на основании Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- действующая лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
- аттестат аккредитации лаборатории радиационного контроля.
Предметом электронного аукциона является, в том числе, техническое обслуживание рентгеновской аппаратуры и оборудования.
В соответствии с пунктами 17, 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат, в том числе, следующие виды деятельности:
17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;
39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Действующим нормативным правовым актом, являющимся обязательным для исполнения организациями, деятельность которых связана с рентгенологическими исследованиями, является СанПиН 2.6.1.1192-03 "Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований. Санитарные правила и нормативы" (далее - СанПиН).
Согласно требованиям пункта 8.9 СанПиН контроль эксплуатационных параметров включает в себя, среди прочего, периодический контроль параметров медицинского рентгеновского оборудования, находящегося в эксплуатации.
В соответствии с пунктом 8.11 указанного СанПиН, контроль эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования проводится учреждениями, аккредитованными в установленном порядке.
Вышеуказанное требование также подтверждается требованиями, отражёнными в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 N 40 "Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности" (далее - ОСПОРБ-99/2010).
Согласно пункту 4.11 главы IV ОСПОРБ-99/2010 "Радиационная безопасность при медицинском облучении" контроль эксплуатационных параметров медицинского рентгенологического оборудования проводится организациями, аккредитованными в установленном порядке.
Исходя из вышеизложенного, техническое обслуживание медицинского рентгенорадиологического оборудования, включающее в себя контроль эксплуатационных параметров (испытания рентгеновского оборудования), должно осуществляется на основании лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники; лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих); аттестата аккредитации лаборатории радиационного контроля.
Таким образом, требование о наличии у участников электронного аукциона действующей лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), аттестата аккредитации лаборатории радиационного контроля, а также требование о предоставлении участниками электронного аукциона в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копий указанных документов установлены заказчиком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Комиссия также отмечает, что ООО "КрасМедСервис" неправомерно оценивает требование о наличии у участников закупки аттестата аккредитации лаборатории радиационного контроля, а также о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии аттестата аккредитации лаборатории радиационного контроля в качестве требования о наличии у участника закупки производственных мощностей, ссылаясь на требования части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку положение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе является одним из правил описания объекта закупки.
При этом установленное заказчиком в аукционной документации требование о предоставлении в составе второй части заявки копии аттестата аккредитации лаборатории радиационного контроля, а соответственно и требование о наличии у участника электронного аукциона такого аттестата аккредитации является требованием к заявке на участие в электронном аукционе, а также требованием к участнику электронного аукциона, а не требованием описания объекта закупки.
Пункт 1.4 проекта контракта, определяющий место оказания услуг - 660062, г. Красноярск, ул. Курчатова, 17, территория КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С. Карповича", ремонтная база исполнителя, на который ссылается ООО "КрасМедСервис", также не противоречит действующему законодательству РФ, не вменяет участнику закупки никаких неправомерных обязательств.
Вместе с тем работы по контролю эксплуатационных параметров рентгеновских установок может выполнять только лицо, имеющее аттестат аккредитации лаборатории радиационного контроля.
Довод ИП Зелюткова К.В. об отсутствии в аукционной документации условия о возможности привлечения к выполнению данных работ субподрядных организаций не соответствует действительности, поскольку в разделе 6 "Наименование и описание объекта закупки" аукционной документации и пункте 3.1.3 проекта контракта содержится следующее условие "Исполнитель вправе привлекать субподрядчиков (соисполнителей) для выполнения работ/ услуг с предварительного разрешения Заказчика".
Однако, Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что наличие такого условия не исключает необходимость наличия у участника закупки разрешительного документа на выполнение конкретного вида работ, являющегося объектом закупки, в рассматриваемом случае - аттестата аккредитации лаборатории радиационного контроля, поскольку необходимость установления заказчиком при осуществлении закупки такого требования к участникам закупки следует из положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация в обжалуемой части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия приняла решение признать жалобу ИП Зелюткова К.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 января 2018 г. N 26
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2018