Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Перспектива" на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научного центра "Владикавказский научный центр Российской академии наук" (далее - ФГБУНФНЦ "Владикавказский научный центр РАН", Заказчик) при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту системы водоснабжения и канализации (ВК) зданий ВНЦ РАН (электронный аукцион N0310100001517000008) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
12 января 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия ФГБУНФНЦ "Владикавказский научный центр РАН при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что Указом Президента Российской Федерации от 31.05.2017 года N244 были отменены специальные экономические меры в отношении Турецкой Республики, которые действовали с 2016 года, в связи с чем, начиная с 31.05.2017 года не вправе включать в документацию о проведении закупки запрет на участие в определении поставщика турецких компаний.
Однако, Заказчик установил запрет в проекте контракта на выполнение работ, являющихся предметом контракта, организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе в порядке субподряда, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N1457.
Также, в своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком в проекте контракта неверно указаны штрафы, в случае закупки товаров, работ и услуг, что по мнению Заявителя нарушает Правила определения размера неустойки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 года N1042.
В объяснении по существу жалобы ФГБУНФНЦ "Владикавказский научный центр РАН" указало, что в проекте контракта, действительно, присутствует пункт 4.15, согласно которому, помимо прочего, запрещается выполнение работ, являющихся предметом контракта, организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе в порядке субподряда, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457. Однако, соответствующие специальные экономические меры отменены и Постановление Правительства от 29.12.2015 года N1457 не действует. Соответственно, и данный пункт контракта не подлежит применению, так как в нем не установлено безусловное ограничение для участия. Такое ограничение в контракте поставлено в зависимость от нормативно-правового акта и в силу того, что сам акт отменен, то и вышеназванное ограничение не действует.
Также Заказчик признает, что неверное указание размеров штрафов в проекте контракта допущено в следствие технической ошибки при составлении проекта контракта.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 21 декабря 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) ФГБУНФНЦ "Владикавказский научный центр РАН" были размещены извещение N0310100001517000008 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы водоснабжения и канализации (ВК) зданий ВНЦ РАН (с внесенными изменениями) (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона (в редакции N2), утвержденная ФГБУНФНЦ "Владикавказский научный центр РАН" 21.12.2017 (далее - Аукционная документация).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе следует, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 года N1457 был утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Однако, на основании Указа Президента Российской Федерации от 31 мая 2017 года N244 "Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2017 года N672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 года N1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 года N1457 было признано утратившим силу.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Однако, в нарушение части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью Аукционной документации, Заказчиком установлен запрет на выполнение работ, являющихся предметом контракта, организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе в порядке субподряда, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 года N1457.
То есть, Заказчиком неправомерно установлено требование о непринадлежности участника к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица ФГБУНФНЦ "Владикавказский научный центр РАН", выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 года N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N1063" утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
При этом Извещением о проведении Аукциона установлены ограничения для участников Аукциона, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческих организаций.
Пунктом 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Однако, в нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, а так же пункта 4 Правил, в пункте 7.3 проекта контракта Заказчиком установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением правительства N1042, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
То есть, пункт 7.3 Проекта контракта, приложенного к Аукционной документации не соответствуют требованиям частей 4 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и пункту 4 Правил.
Действия должностного лица ФГБУНФНЦ "Владикавказский научный центр РАН", выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 4 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе пункт 4 Правил, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В Техническом задании Аукционной документации указано, что в ходе исполнения условий контракта, помимо прочего, необходимо использовать:
- Щебень. Фракция св. 20 до 40 мм. Марка по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре 400. Группа в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы: 14. Содержание зерен слабых пород, % по массе не более 10*%. Марка по морозостойкости не
F50. Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе, не более 3%. Содержание глины в комках, % по массе, не более 0,25. Потеря массы при испытании щебня в сухом состоянии (в насыщенном водой состоянии), % должна быть св. 19 до 24 (св. 20 до 28). Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не > 25*% по массе.
Аналогичные требования установлены Заказчиком по многим позициям на протяжении всего Технического задания Аукционной документации.
При этом, согласно подпункту 1.1 пункта 16 Информационной карты Аукционной документации, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным Аукционной документацией.
То есть, Заказчик в документации об Аукционе установил требования к описанию участниками закупки объекта закупки, в том числе сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иные показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что в свою очередь обязывает потенциальных участников Аукциона иметь в наличии товар на момент подачи заявки на участие в Аукционе.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Аукционной документации подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, ограничивает доступ к участию в закупке и количество участников закупки.
То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица ФГБУНФНЦ "Владикавказский научный центр РАН", выразившиеся во включении в описание объекта закупки требований к товарам, влекущих за собой ограничение количества участников Аукциона в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Перспектива" на действия ФГБУНФНЦ "Владикавказский научный центр РАН" при проведении электронного аукциона N0310100001517000008 на выполнение работ по капитальному ремонту системы водоснабжения и канализации (ВК) зданий ВНЦ РАН.
2. Признать в действиях ФГБУНФНЦ "Владикавказский научный центр РАН" при проведении электронного аукциона N0310100001517000008 нарушение части 4 статьи 64, части 4 и части 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также пункта 4 Правил.
3. Выдать государственному заказчику - ФГБУНФНЦ "Владикавказский научный центр РАН" предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА06-01/17 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ФГБУНФНЦ "Владикавказский научный центр РАН", виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 19 января 2018 г. N А06-01/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2018