Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
____. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
____. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
____. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "МЕДЗДРАВ" (далее - Заявитель, Общество) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) при проведении совместных торгов на поставку изделий медицинского назначения для закрытия ран и поддержания гемостаза (III) путем проведения электронного аукциона (извещение N 0852500000117001671) для нужд бюджетных учреждений здравоохранения Омской области (далее - Заказчики) (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителей Заявителя и Заказчиков, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителей уполномоченного учреждения - _______.
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе поступила жалоба Заявителя (вх. N 77 от 10.01.2018) на положения документации об аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-53 от 10.01.2018) уполномоченным учреждением были представлены (вх.N 288 от 16.01.2018) материалы закупки, а также письменные возражения на жалобу Заявителя.
Из представленных материалов и информации следует, что 30.11.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 10187997,10 руб.
11.12.2017 были внесены изменения в документацию об аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 10.01.2018 на участие в аукционе поступило три заявки, все участники закупки допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу проведения аукциона от 15.01.2018 двумя участниками закупки сделаны ценовые предложения. Наименьшее ценовое предложение 9423897,25 руб. сделано участником с порядковым номером заявки 1.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 указанной статьи Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
На момент размещения закупки пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, уполномоченный орган, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к объекту закупки были установлены Заказчиком в табличной форме в Приложении N4 "Заказ на поставку" к документации об электронном аукционе (далее также Приложение N 4), в котором, в частности по обжалуемым Заявителем позициям указаны следующие товары и их характеристики:
|
Наименование |
Основная характеристика |
4 |
Марля медицинская |
Марля медицинская с рентгеноконтрастной нитью нестерильная отбеленная. Рентгеноконтрастная нить необходима для исключения риска оставления марли и изделий из нее в ране и для их поиска с помощью рентгенографической техники. Должна соответствовать требованиям ГОСТ 9412-93 кроме п. 3.2.5. |
5 |
Марля медицинская |
Марля медицинская нестерильная отбеленная антисептическая с односторонним покрытием серебром. Марлевая основа должна соответствовать требованиям ГОСТ 9412-93. |
В жалобе Заявителя указано:
"Из существующих на рынке РФ медизделий зарегистрированных должных образом, нет медизделий с данными характеристиками отраженных в регистрационных документах.
Особенно ГОСТ 9412-93 не имеет в тексте, в части требований к характеристикам марли, особенных включений и покрытий для марли медицинской, на который ссылается заказчик".
Не соглашаясь с доводами жалобы, уполномоченное учреждение представило следующие возражения:
"Регистрация медицинских изделий - государственная процедура, цель которой разрешить выпуск на российский рынок качественных и безопасных изделий.
Частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок государственной регистрации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий".
Согласно Правилам государственной регистрации медицинских изделий документом, фактом, подтверждающим государственную регистрацию медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Согласно утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 16 января 2013 г. N 40-Пр/13 "Об утверждении формы регистрационного удостоверения на медицинское изделие" форме регистрационного удостоверения, оно не содержит указание на технические характеристики товаров.
Согласно Государственному реестру медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий на рынке в настоящий момент присутствуют медицинские изделия зарегистрированные в установленным Законодательством РФ порядке и имеют действующие регистрационные удостоверения. Например, изделия производства ООО "Хлопчатобумажный комбинат "Навтекс", РОССИЯ РЗН 2015-2550, ООО "Ивтехномаш", РОССИЯ ФСР N 2009/05153 (копии в Приложении к данному Возражению).
Согласно сертификату соответствия на марлю с рентгеноконтрастной нитью производства ООО "Хлопчатобумажный комбинат "Навтекс", она соответствует ГОСТ 9412-93. В отношении марли медицинской с покрытием серебром сообщаем, что согласно требованиям технических характеристик документации об электронном аукционе, ГОСТу 9412-93 должна соответствовать только "Марлевая основа", на которую впоследствии наносится покрытие. Соответственно в данном случае не требуется соответствие ГОСТ 9412-93 в части характеристик особенных включений и покрытий для марли медицинской. ГОСТ по своему смыслу является базовым документом, определяющим минимальный набор критериев, их количественные и качественные характеристики и методики их оценки, необходимый для данного вида продукции, проходящего сертификацию в системе ГОСТ. Он не носит ограничивающей функции по дополнительным свойствам и показателям, имеющим значение выше, чем в ГОСТ и повышающим практическую ценность товара. В Приложении 4 к Документации об электронном аукционе по этому поводу указано следующее:
"Соответствия требованиям ГОСТ, технических регламентов и иных нормативных документов, указанное в характеристиках товара подразумевает соответствие указанным требованиям с приоритетным учетом требований и параметров, указанных в характеристиках товара. В связи с тем, что государственные стандарты устанавливают минимально необходимые требования к характеристикам товаров (их эксплуатационным характеристикам), выраженные в требованиях к значениям показателей, государственным заказчиком установлены требования к значениям показателей, соответствующие установленным государственными стандартами, но отличающиеся от минимально установленных в сторону повышения их качественных и эксплуатационных характеристик. Данное требование обусловлено необходимостью получения товаров, соответствующих государственным стандартам, но имеющих более высокие качественные и эксплуатационные характеристики, чем минимально возможные, установленные государственными стандартами, а также индивидуальными особенностями и условиями их эксплуатации".
Обращаем внимание комиссии на тот факт, что ООО "МЕДЗДРАВ" не приложило никаких доказательств в поддержку своих доводов".
В подтверждение доводов, указанных в возражениях, уполномоченное учреждение представило копии следующих документов:
- регистрационное удостоверение от 10.04.2015 N РЗН 2015/2550 на медицинское изделие "Марля медицинская хлопчатобумажная отбеленная по ТУ 9393-001-10715071-2014" с приложением, в котором указано: "Марля медицинская хлопчатобумажная отбеленная по ТУ 9393-001-10715071-2014 в вариантах исполнения:
1. Марля медицинская хлопчатобумажная отбеленная.
2. Марля медицинская хлопчатобумажная отбеленная с рентгеноконтрастной нитью арт. 6498/22, арт. 6498/21, арт. 6498/8".
- декларация ООО "Хлопчатобумажный комбинат "Навтекс" о соответствии марли медицинской хлопчатобумажной отбеленной по ТУ 9393-001-10715071-2014, в том числе ГОСТ 9412-93;
- регистрационное удостоверение от 22.06.2009 N ФСР 2009/05153 на медицинское изделие "Марля медицинская с покрытием серебра по ТУ 9393-001-43616243-2008".
Комиссия согласилась с доводами уполномоченного учреждения о наличии медицинских изделий, зарегистрированных и допущенных к обороту на территории Российской Федерации с характеристиками, установленными документацией об аукционе, при этом также отметив следующее.
Согласно части 9 указанной статьи к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанных норм Федерального закона о контрактной системе Обществом не представлено документальных подтверждений обоснованности довода жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.
Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика по установлению требований к товару являются для него или некоторых участников закупки непреодолимыми либо создают преимущества другим участникам, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
При данных обстоятельствах, учитывая потребность Заказчика в поставке товара с заявленными характеристиками, а также судебную практику Омского УФАС России по схожим обстоятельствам (например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.05.2016 по делу N А46-11334/2015), Комиссия признала жалобу Заявителя необоснованной.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В пункте 5 документации об аукционе было установлено требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Сведения об ООО "МЕДЗДРАВ" (ИНН 5505049494) включены Федеральной антимонопольной службой в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (номер реестровой записи РНП.88083-17 от 19.06.2017 и РНП.89933-17 от 27.09.2017), следовательно, действия заказчиков и уполномоченного учреждения при проведении совместных торгов в форме электронного аукциона N 0852500000117001671 не могут нарушить права и законные интересы заявителя, поскольку ООО "МЕДЗДРАВ" и его заявка не могут быть признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе, данное обстоятельство свидетельствует о злоупотреблении Обществом правом на обжалование.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "МЕДЗДРАВ" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" при проведении совместных торгов на поставку изделий медицинского назначения для закрытия ран и поддержания гемостаза (III) путем проведения электронного аукциона (извещение N 0852500000117001671).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 января 2018 г. N 03-10.1/15-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2018