Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБПОУ г. Москвы "Первый Московский Образовательный Комплекс": Иванюк А.В.,
Департамент города Москвы по конкурентной политике:
Гильмановой Д.Ф.,
ООО "Звезды Общепита": Шеленковой М.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Звезды Общепита" (далее - Заявитель) на действия ГБПОУ г. Москвы "Первый Московский Образовательный Комплекс" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку технологического оборудования (кухонного) для нужд учреждений, подведомственных департаменту образования города Москвы (бюджет 2018 года) (совместная закупка) (Закупка N 0173200001417001298) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 26.12.2017 N67214/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в документации об аукционе установлены неизменяемые показатели требуемых к поставке товаров.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Техническом задании аукционной документации установлены конкретные значения показателей необходимых к поставке товаров, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Техническом задании установлены следующие требования к товарам:
- п.76 "Пароконвектомат гастрономический", 805х840х925 мм.
По мнению Заявителя, совокупности установленных требований, в частности требований к размерам товара, не соответствует ни один из производимых товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару установлены в соответствии со сведениями из открытых источников в сети интернет.
Вместе с тем, представителем Заказчика не представлено сведений, подтверждающих возможность поставки товара с указанными в Техническом задании характеристиками.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что документация об аукционе составлена в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.11 "Пароконвектомат гастрономический", 520х640х702 мм, 5,9 кВт; вместимость 6 GN 2/3; 400 В ~ 3 фазный; дисплей диагональю 7 дюймов и технологией MultiTouch; ClimaticR MT настраивет температуру и влажность с точностью до градуса и процента.
По мнению Заявителя, совокупности установленных требований, в частности: 3 фазный и ClimaticR MT, соответствует товар единственного производителя Eloma, Германия.
- п.61 "Инновационная плита индукционная": 110х350х470 мм; Термометр Probe Control _ (Термощуп); функция Create; подходит для технологии СуВид (Sous Vide).
По мнению Заявителя, совокупности установленных требований соответствует товар единственного производителя PolyScience, эксклюзивным поставщиком в России которого является компания Westgate.
На заседании Комиссии Управления Представителем Заказчика не представлено сведений, подтверждающих возможность поставки товаров иных производителей с характеристиками, соответствующими требованиям документации об аукционе, что нарушает п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу жалобы, требования к товарам, установленные в Техническом задании, содержат указание на индивидуальный заказ/эскиз. Вместе с тем, указанные эскизы в составе документации об аукционе отсутствуют.
В силу п.3 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Техническом задании установлены требования к необходимым к поставке товарам, такие например как: п. 122 "Столешница сплошная": Столешница сплошная, 2860х1360х50мм; н/ст AISI 304 1,5 мм, без борта, сварная конструкция, 2 цельнотянутых моечных отверстия 400х400х300мм (по эскизу), ребра жесткости, отверстия д/крепления к каркасу.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что указанный эскиз для требуемого товара в составе документации об аукционе отсутствует, что может вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать подготовке участниками закупки заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1, п.3 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка разъяснения положений аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с вышеуказанной нормой законодательства об осуществлении закупок, Заказчиком были опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от 19.12.2017 NРД3, согласно которым Заказчиком будут внесены изменения в аукционную документацию, в частности по п.137 "Шкаф напольный": 1000х600х18000 мм. Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что такие изменения в аукционную документацию Заказчиком не внесены.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе не предоставлен ответ на указанный запрос по существу.
5. По мнению Заявителя в Техническом задании отсутствуют товары, указанные в классификаторе, размещенном на сайте электронной площадки, например такие как: Мультиварка элетрическая, Самовар электрический, Чайник наплитный и другие.
На основании ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не представил сведений, подтверждающих наличие в составе документации об аукционе указанного в жалобе классификатора с наименованием товаров.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Звезды Общепита" на действия ГБПОУ г. Москвы "Первый Московский Образовательный Комплекс" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также в части непредоставления ответа по существу на запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.3 ч.1, ч.2 ст.33, ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии К.А. Сомов
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 декабря 2017 г. N 2-57-17064/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2018