Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей:
ГБУЗ "КДП N121 ДЗМ": Юркова И.В.,
ООО "РОС-М": Ханжина П.В.,
рассмотрев жалобу ООО "РОС-М" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "КДП N121 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение текущего ремонта вентиляции и автоматики в зданиях и сооружениях ГБУЗ "КДП N 121 ДЗМ" (Закупка N 0373200583117000108) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.N68254/17 от 28.12.2017 документы и сведения.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам.
- В п. "Шурупы с полупотайной головкой" Заказчиком установлены характеристики, такие как: "Размер", "Теоретическая масса 1000 шт. стальных шурупов", "Внутренний диаметр резьбы d2", "Шаг резьбы Р (пред. откл. +/- 0,2 Р)", "Диаметр головки", "Высота головки без сферы К", "Высота сферы f", "Радиус сферы R1", "Номер крестообразного шлица", "Диаметр крестообразного шлица m", "Глубина крестообразного шлица h", "Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 1146-80, для данного товара, из 12 перечисленных установленных заказчиком показателей, показателями, позволяющими определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, являются только 2 из них, а именно "Размер", "Номер крестообразного шлица", при этом, значение остальных показателей определяется согласно государственного стандарта - в таблицах и зависит исключительно от значений первых 2 и по своей сути является вторичными. Таким образом, выражая своё согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных аукционной документацией, участник закупки соглашается и на соответствие характеристик товаров требованиям государственных стандартов. Их перечень установлен заказчиком в инструкции по заполнению заявки и является частью аукционной документации. Также Заявитель в своей жалобе указывает на установление Заказчиком подобных характеристик по п. "Растворы строительные", п."Олифа оксоль", п."Трубы стальные водогазопроводные (узлы из труб)".
- В п. "Горячекатаная арматурная сталь" Заказчиком установлены следующие характеристики: "Диаметр: 8-16 мм", "Длина стержня: 2-8 м", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку по перечисленным параметрам участники не имеют возможности предоставить достоверное значение, так как Заказчик требует указать значения в виде диапазона, при этом, ни один из перечисленных параметров, таких как характеристики размера, массы, сорта, марки и т.п. физически не могут иметь одновременно два и более значений. Также в своей жалобе Заявтиель указывает на установелние требований подобным образом по п."Болты с шестигранной головкой", п."Доски обрезные хвойных пород", п."Гайки шестигранные", п."Шайбы", п."Доски обрезные хвойных пород", п."Гвозди строительные", п."Бруски обрезные хвойных пород", п."Бетон тяжелый", п."Проволока порошковая для дуговой сварки", п."Шурупы с полупотайной головкой".
- В п.14, 19, 21, 27 "Краны шаровые" описание требуемых свойств применяемых товаров составлено таким образом, что к товарам с идентичным наименованием применяются идентичные требования, при этом значения которые являются различными, позволяют указать одно и то же значение, например: "Диаметр: не менее 40 мм", "Диаметр: не менее 80 мм", "Диаметр: не менее 50 мм", "Диаметр: не менее 25 мм", что позволяет указать один диаметр для четырех товаров, что не позволяет определить потребность Заказчика. Также в составе своей жалобы Заявитель указывает на установление требований подобным образом, по п. "Доски обрезные хвойных пород".
- В п. 4 "Растворы строительные" по мнению Заявителя, Заказчик установил неправомерные требования к характеристикам сырья, из которого изготовлены товары, например: "Требования к извести (если она используется)", "Требования к гипсу (если он используется)", "Требование к цементу". Таким образом, объектом закупки является уже готовый раствор, а не его компоненты. Все компоненты не относятся к раствору как к готовому товару. Данные требования являются избыточными и необъективными, не характеризуя, непосредственно, товар "раствор" и являются показателями отдельных материалов (сырья).
Также согласно доводам жалобы Заявителя, документацией Заказчика установлено требование о соответствии товаров перечню нормативных документов (п.6.1 технического задания). Однако, исходя из перечня государственных стандартов требуется соответствие предлагаемых товаров нормативным документам, которые не регламентируют требуемые товары, например: ГОСТ 10678-76 "Кислота ортофосфорная термическая", ГОСТ 1571-82 "Скипидар живичный", ГОСТ 3067-88 "Канат стальной двойной свивки типа ТК конструкции 6х19(1+6+12)+1х19(1+6+12)". Сортамент и т. д., при этом аукционной документацией не предусмотрены данные товары. Кроме того, в документации установлены требования к товарам, которые регламентируются нормативными документами - гайки, шайбы, болты и т.д., при этом, требования о соответствии таких товаров положениям ГОСТ не установлено.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
2. В своей жалобе Заявитель указывает на то, что в требованиях к товарам "Частотный преобразователь DANFOSS" в п.п. 15,23,31 установлено требование к серии "Серия VLT Micro Drive FC-51", при этом, Заказчик требует именно серию с конкретным значением показателя. Таким образом, отсутствует возможность предоставления эквивалента, в виду того, что Серия "VLT Micro Drive FC-51" является товарным знаком только фирмы "DANFOSS".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что Заявителем не представлены документы подтверждающие ограничение количества участников закупки. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, которые подтверждали нарушение законных прав и интересов Заявителя, а также невозможность поставить товар на условиях аукционной документации Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. На заседании Комиссии Управления рассмотрен довод Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных и избыточных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно: п. "Горячекатаная арматурная сталь" установлены характеристики: "Предел текучести sт", "Предельные отклонения по длине", "Временное сопротивление разрыву sв", "Относительное удлинение d5", а также характеристики подобного характера установлены в п. "Доски обрезные хвойных пород", "Растворы строительные", "Олифа оксоль", "Растворители", "Ацетилен технический", "Кабели силовые с медными жилами", "Электроды", "Краски масляные жидкотертые цветные", "Доски обрезные хвойных пород", "Трубы электротехнические гофрированные", "Резина техническая (пластина)", "Пакля льняная", "Кислород технический газообразный", "Бруски обрезные хвойных пород", "Бетон тяжелый", "Трубы стальные водогазопроводные (узлы из труб)", "Проволока порошковая для дуговой сварки", "Трубки теплоизоляционные из вспененного полиэтилена", "Эмаль ПФ-115", "Катанка горячекатаная в мотках", "Гайки шестигранные", "Шайбы".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, содержащие указание на нарушение Заказчиком Закона о контрактной системе в части установления избыточных требований к указанным товарам, в том числе обоснование ввиду чего указанные требования являются избыточными и подтверждающих невозможность указания значений по данным параметрам в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РОС-М" на действия ГБУЗ "КДП N121 ДЗМ" обоснованной в части неправомерного установления требований к используемым при выполнении работ товарам, а также государственным стандартам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: И.С. Максимов
З.У. Несиев
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 января 2018 г. N 2-57-17272/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2018