Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
Администрации поселения Михайлово-Ярцевское: Давыдовой С.Н.,
ИП Щеулиной А.А.: Фомина М.А.,
рассмотрев жалобу ИП Щеулиной А.А. (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Михайлово-Ярцевское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту подъездов в жилых домах по адресам: г. Москва, поселение Михайлово-Ярцевское, пос. Шишкин Лес, д. 21; пос. Секерино, д.2 (Закупка N0148300028017000048) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение положений Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 12.01.2018 N911/18 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1, п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
- п.13 "Смеси сухие тип 3": Марка по морозостойкости: должна быть не менее F50.
По мнению Заявителя значение указанного параметра не представляется возможным указать на этапе подачи заявок, поскольку параметр "марка по морозостойкости" определяется методом испытаний по ГОСТ 5802.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств, подтверждающих невозможность указания в заявке значения показателя "марка по морозостойкости", а также, что данная характеристика товара не указывается производителями товара на упаковке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
- п.13 "Смеси сухие тип 3": Водоудерживающая способность смесей, готовых к применению: должна быть не менее 90 %; Максимальная крупность заполнителя: должна быть не более 1,25 мм.
В своей жалобе Заявитель указывает, что в соответствии с п.6.6 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", водоудерживающую способность растворных смесей определяют по ГОСТ 5802, а также в соответствии с ГОСТ 31357-2007 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия", наибольшую крупность зерен заполнителя определяют по ГОСТ 8735.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено сведений, подтверждающих возможность указания значений вышеуказанных параметров товара без проведения испытаний, а также, что значение данных параметров указывается на упаковке товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления рассмотрен довод Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных и избыточных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, например такие как: п. "Раствор тип 1": Марка по морозостойкости; п. "Смеси сухие тип 2": Расход смеси; п. "Сталь листовая оцинкованная тип 2": Толщина покрытия; п. "Краски": рН краски.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы в части установления избыточных требований к указанным товарам, в том числе обоснование ввиду чего указанные требования являются избыточными и подтверждающих невозможность указания значений по данным параметрам в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
- п. "Блоки дверные противопожарные": Класс дверей по звукоизоляции должен быть 1-3; Класс дверей по воздухо- и водопроницаемости должен быть 1-3; Класс дверей по приведенному сопротивлению теплопередаче должен быть 1-3.
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
Также, документацией об аукционе установлено, что все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе ГОСТ 31173-2016 "Блоки дверные стальные. Технические условия".
Комиссией Управления установлено, согласно ГОСТ 31173-2016, по назначению дверные блоки подразделяют на группы: А, Б, В, В1, Г из которых В и В1 являются внутренними и только дверные блоки групп А, Б, Г подразделяют на классы 1, 2, 3 по эксплуатационным характеристикам (приведенному сопротивлению теплопередаче, воздухо- и водопроницаемости, звукоизоляции).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что документация об аукционе позволяет предоставить для внутренних дверных блоков значения по параметрам "Класс дверей по звукоизоляции", "Класс дверей по воздухо- и водопроницаемости", "Класс дверей по приведенному сопротивлению теплопередаче", что противоречит соответствующему ГОСТ 31173-2016 и нарушает п.1 ч.1 ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены таким образом, что не позволяют предложить товар, одновременно соответствующий как документации об аукционе, так и соответствующему ГОСТ, что нарушает п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Аналогичные требования установлены в аукционной документации по п. "Дисперсия", п. "Замок", п. "Светильник", п. "Таблички, устанавливаемые на фасадах и внутри зданий", п. "Блоки дверные".
Кроме того, согласно ответу на запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе, Заказчик указывает, что за исключением случаев, если указание диапазона невозможно, например, при запросе "сорт должен быть 1-3", в таком случае Участник может предложить конкретное значение (указание крайних значение допустимо).
На основании ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные разъяснения положений документации об электронном аукционе изменяют ее суть, что нарушает ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации не в полном объеме.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заявителем направлен запрос в адрес Заказчика о даче разъяснений положений аукционной документации, в частности: "Чтобы правильно понимать требования заказчика просим разъяснить на примере: если требование к отрицательной температуре установлено как, например, "отминус 6" или "от - 6", какое из следующих предложений будет соответствовать требованиям заказчика: "минус 5" ("-5") или "минус 7" ("-7")? Требования к температуре понимать исходя из температурной шкалы (_-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 _) или точкой отсчета является 0 градусов Цельсия?".
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком дан ответ на запрос Заявителя о даче разъяснений положений документации в части вышеуказанного запроса следующим образом: "Требования к температуре необходимо понимать исходя из температурной шкалы. Если требование к отрицательной температуре установлено как, например, "от минус 6" или "от - 6", предложению Заказчика будет соответствовать значение температуры, например, "-5".
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в ответ на другой вопрос о даче разъяснений положений аукционной документации по аналогичному вопросу Заказчик указывает, что например: "Утверждения "температура "-4" выше (больше) температуры "-5"", "отклонение "-4" меньше отклонения "-5"" верны".
Также, Заявителем направлен запрос в адрес Заказчика о даче разъяснений положений аукционной документации, в частности: "Какие показатели товара в Форме 2, должны быть взаимозависимы между собой? Просим указать по каждому товару все взаимозависимые характеристики и правила взаимозависимости между характеристиками, если таковые имеются. Без ответа на данный вопрос невозможно подобрать товар с взаимозависимыми характеристиками таким образом, чтобы они удовлетворяли потребностям заказчика, что ограничивает количество участников закупки. Инструкция не дает ответа на данный вопрос. (Взаимозависимые характеристики, это такие характеристики, которые зависят друг от друга: например, взаимозависимыми характеристиками являются масса 1 м трубы, длина трубы и масса всей трубы, так как масса трубы зависит от длины трубы и массы одного метра)".
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчиком дан ответ на запрос Заявителя о даче разъяснений положений документации в части вышеуказанного запроса следующим образом: "Заполнение первой части заявки, как и ее анализ, является прямой задачей Участников Закупки в соответствии с Федеральным Законом N44".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения могут вводить участников закупки в заблуждение и по сути не дают в полной мере ответа на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, что нарушает ч.4 ст.65 Закон о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
- п. "Датчик движения": Диапазон рабочих температур: должен быть более -20...+40 С.
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
Комиссия Управления приходит к выводу, что предоставить диапазон рабочих температур шире чем -20...+40 С, в соответствии с положениями инструкции, не представляется возможным.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в Форме 2 установлены требования к товарам, вместе с тем, документация не содержит обоснования необходимости использования других показателей.
На заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, содержащие указание на нарушение Заказчиком Закона о контрактной системе в части установления неправомерных избыточных требований к товарам, указанным в Форме 2 аукционной документации, в том числе обоснование ввиду чего указанные требования являются неправомерными и избыточными, а также подтверждающих невозможность указания значений по данным параметрам в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Щеулиной А.А. на действия Администрации поселения Михайлово-Ярцевское обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, также в части дачи разъяснений положений аукционной документации, изменяющих ее суть и не предоставления ответа на запрос о разъяснений положений аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33, ч.4, ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены комиссии А.С. Спирякова
Д.А. Сологов
Исп.: Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 января 2018 г. N 2-57-307/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2018