Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБУ "Гормост": Мигунова В.А., Лонина А.Ю., Пахомова И.А.,
Тендерный комитет: Гильмановой Д.Ф.,
ООО "МСК ЗОЛОТОЙ ВЕК": Новиковой Е.В.,
рассмотрев жалобу ООО "МСК ЗОЛОТОЙ ВЕК" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Гормост" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту подземного пешеходного перехода Ленинский проспект 154 (Закупка N 0373200557917000444) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.01.2018 N176/18 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1, п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрен довод Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных и избыточных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, например такие как:
- 83 "Лоток кабельный": Площадь перфорации в основании 30%.
- п.69 "Доски (тип 1)": Защитное средство, которым пропитаны пиломатериалы НМ; СМ; ХМ-11; XMК-661; ХМФ-221; Свойства сухие; сырые; Защита древесины С антисептиком; без антисептика;
- п.61 "Смеси бетонные": Вяжущее; Портландцемент без минеральных добавок ([ПЦ-Д0]); портландцемент с добавками [до 5%] ([ПЦ-Д5]); портландцемент с добавками [до 20%] ([ПЦ-Д20]); шлакопортландцемент (ШПЦ); сульфатостойкий портландцемент (ЦЕМ I CC); сульфатостойкий портландцемент с минеральными добавками (ЦЕМ II CC); сульфатостойкий шлакопортландцемент (ЦЕМ III CC); портландцемент (ЦЕМ I); портландцемент с минеральными добавками (ЦЕМ II); шлакопортландцемент (ЦЕМ III); пуццолановый цемент (ЦЕМ IV); композиционный цемент (ЦЕМ V); Крупный заполнитель: Щебень из плотных горных пород; щебень из гравия; гравий; щебень из отсевов дробления плотных горных пород; щебень из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии; щебень из дробленого бетона и железобетона, щебень из шлаков ТЭЦ; Вид мелкого заполнителя: Природный песок; песок из отсевов дробления горных пород; смесь природного песка с песком из отсевов дробления горных пород; песок из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии; мелкозернистые золошлаковые смеси; Наибольшая крупность заполнителя 10; 20; 40; 80; 120 мм;
- п.59 "Кабель канал": Ударопрочность от 5* до 10* Дж.
- п.44 "Сталь листовая холодной штамповки оцинкованная с дифференцированным покрытием" Толщина цинкового покрытия от 10* до 60* мкм.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы в части установления избыточных требований к указанным товарам, в том числе обоснование ввиду чего указанные требования являются избыточными и подтверждающих невозможность указания значений по данным параметрам в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, согласно представленным представителем Заказчика на заседание Комиссии Управления сведениям, значения характеристик указанных товаров указываются поставщиками (производителями) на упаковках, а также указываются на интернет-сайтах, находящихся в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети интернет.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. По мнению Заявителя Заказчика установлены неправомерные требования к товарам:
- п.54 "Кабели силовые": Токопроводящие жилы однопроволочные; многопроволочные; Число жил и сечение кабеля 3х1.5,3х2.5;5х4 шт х мм2; Класс токопроводящей жилы От 1* до 4* класс; Номинальная толщина наружной оболочки 1.8 мм; Число жил и сечение кабеля 3х1.5,3х2.5;5х4 шт х мм2; Максимальный диаметр жил От 1.4 до 2.4* мм.
При этом, в аукционной документации установлено требование о соответствии используемых при выполнении работ товаров конкретным ГОСТ, в частности ГОСТ 31996-2012 и ГОСТ 22483-2012.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что согласно п. 5.2.1.3 ГОСТ 31996-2012 Токопроводящие жилы кабелей должны соответствовать классу 1 или 2 ГОСТ 22483. Кроме того, многопроволочные токопроводящие жилы бывают только от сечения 16 мм2. Также, номинальное значение толщины оболочки одножильных кабелей и кабелей плоской формы должно быть не менее 1,4 мм, многожильных - не менее 1,8 мм. Также, указанные в документации об аукционе ГОСТ не регламентирует параметр "Максимальный диаметр жил".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно ГОСТ 22483-2012 жилы подразделяются на шесть классов 1-6. Также, документацией не установлено требование к форме наружной оболочки кабелей. Кроме того, в табл. С.1 ГОСТ 22483-2012 указаны Максимальные диаметры круглых медных однопроволочных, многопроволочных неуплотненных и гибких жил.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
- п.51 "Асфальтобетонные смеси": Марка по прочности песка из отсевов дробления горных пород и гравия 400; Фракции щебня [от 5 до 10] ; [свыше 10 до 15] ; [свыше 10 до 20] ; [свыше 15 до 20] ; [свыше 15 до 40] ; [свыше 20 до 40]; Тип применяемого щебня щебень из изверженных и метаморфических горных пород; щебень из осадочных горных пород; щебень из металлургического шлака; щебень из гравия; Марка применяемого щебня по дробимости
600;
- п.37 "Смесь сухая растворная": Содержание цемента <80; 80 % массы вяжущего.
Комиссией Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к компонентам (сырью) товара и представить значения по указанным показателям на этапе подготовки заявки не представляется возможным.
Таким образом, аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1 ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.39 "Лента": Назначение [лента прокладочная и лента прокладочная, подходящая для электротехнической промышленности]; Длина 0.2 м; Марка ПН, высшей категории качества.
При этом, в аукционной документации установлено требование о соответствии используемых при выполнении работ товаров конкретным ГОСТ, в частности ГОСТ 24222-80.
Комиссией Управления установлено, что согласно ГОСТ 24222-80 длина ленты марки ПН в рулоне должна быть не менее 0,2 м., минимальная длина ленты марки ПН для электротехнической промышленности должна быть 1,5 м.
Таким образом, Заказчику требуется лента двух типов, а именно прокладочная и прокладочная, подходящая для электротехнической промышленности. Вместе с тем, требования к товару установлены таким образом, что позволяют указать значение соответствующее документации об аукционе, но противоречащее ГОСТ 24222-80, что нарушает п.1,п.2 ч.1 ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя требования к товарам, а также положения инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе содержат противоречивые требования.
- п.39 "Лента": лента белого; [светло-серого] цвета, гладкая, без трещин, разрывов и сквозных отверстий;
- п.82 "Поковки строительные": прямые П-образные. Концы ножек скоб заостренные; завершенные; Скобы из квадратных; круглых заготовок (из оцинкованной стали высокого качества) диаметром; толщиной 8,12;10,16.
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ; в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой".
Комиссия Управления приходит к выводу, что исходя из установленных требований к товарам не представляется возможным определить потребность Заказчика в указанных товарах.
Таким образом, аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1 ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.73 "Кабель канал": допустимо отсутствие защиты от проникновения воды;
- п.47 "Щебень (тип 1)": Допустимо применение щебня в виде смеси фракций.
Комиссией Управления установлено, что в инструкции отсутствует чтение слова "допустимо", что не позволяет участникам закупки определить потребность Заказчика в указанных товарах.
Таким образом, аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
- п.27 "Краска масляная": олифа оксоль; олифа комбинированная ([К-4];[К-3]).
Комиссией Управления установлено, что в инструкции отсутствует чтение символа "( )", а также в соответствии с положениями инструкции не представляется возможным определить потребность Заказчика в указанном товаре.
Таким образом, аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МСК ЗОЛОТОЙ ВЕК" на действия ГБУ "Гормост" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии З.У. Несиев
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 января 2018 г. N 2-57-17/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2018