Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
при участии представителей:
ИБХ РАН: Пирогова А.С., Логинова Д.Ю., Высокова С.Н.,
ООО "Ликург": Анцифирова В.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Ликург" (далее - Заявитель) на действия ИБХ РАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку комплексной системы прижизненной молекулярной визуализации (Закупка N 0373100010517000018) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.01.2018 N 245/18 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует неразмещение Заказчиком в составе аукционной документации обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе Аукционной документации отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта, что может вводить в заблуждение участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе на 09.01.2018, поскольку изменения извещения об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 26.12.2017 в 23:29, что, по мнению Заявителя, является неправомерным сокращением срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 50 685 326,00 руб.
Согласно ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в извещении о проведении закупки запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
П. 5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, запрет для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации отменен Указом Президента РФ от 31.05.2017 N 244 "Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики", вступившем в силу 31.05.2017, при том, что изменение извещения о проведении электронного аукциона размещено Заказчиком на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок 26.12.2017.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
4. По мнению Заявителя Заказчиком в Аукционной документации не указаны сведения об антидемпинговых мерах, что может вводить в заблуждение участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участников закупки при отсутствии в составе аукционной документации информации об антидемпинговых мерах.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. По мнению Заявителя нарушение его прав и законных интересов выразилось в установлении в документации аукциона требований к товарам необходимым к поставке, ограничивающих количество участников закупки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с тем, Заказчиком в п. 3.4.1 Техническом задании аукционной документации установлены требования к товарам, необходимым к поставке, в частности, п. 4.4 "Монитор" (Жидкокристаллический монитор технологии LED или LCD или аналогичный, размером экрана не менее 20).
Согласно доводам Заявителя в Техническом задании установлено, что возможно предоставление аналога требуемого товара, при этом, эквивалентом является полностью совпадающий товар, а аналогом схожий. Таким образом, требование Аукционной документации является неправомерным.
Комиссией Управления установлено, что требования к техническим характеристикам и функциональным свойствам необходимых к поставке товаров установлены Заказчиком без указания слов "или эквивалент", что может ограничить количество участников закупки и нарушает нормы Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение требований п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит требования к товарам, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ликург" на действия ФГБУН Институт биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова Российской академии наук обоснованной в части неразмещения Заказчиком в составе аукционной документации обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в части нарушений при формировании сроков окончания подачи заявок на участие в аукционе, в части неправомерного установления запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в части установления требований к техническим характеристикам и функциональным свойствам необходимых к поставке товаров без указания слов "или эквивалент".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 65, ч. 6 ст. 31, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: З.У. Несиев
Д.С. Бруев
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 января 2018 г. N 2-57-8/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2018