Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ФКУ "Речводпуть": М.Ю. Дробина,
ПАО "Ярославский строительный завод": С.В. Чекаловой (присутствующей до переноса заседания Комиссии Управления), Л.Д. Гуревич,
рассмотрев жалобу ПАО "Ярославский строительный завод" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Речводпуть" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Промерный флот" (строительство промерного судна класса РРР " Рмс 1,2 А") (Закупка N 0373100119817000003) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/64648/17 от 13.12.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся в признании заявки Заявителя на участие в конкурсе не соответствующей требованиям конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 04.12.2017 NПРО1 для закупки N0373100119817000003 заявка Заявителя (N 2) отклонена на следующем основании: "Заявка не соответствует требованиям извещения\документации. В единой информационной системе отсутствует банковская гарантия. При этом, в соответствии с частью 8, статьи N45 44-ФЗ банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке и информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи N45 должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе".
На основании п.10 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
В силу п.5 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанное требование предусмотрено пп. 3.3.1.5 п.3.3 ч.1 конкурсной документации.
Согласно ч.8 ст.45 Закона о контрактной системе банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные ч.9 ст.45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 ст.45 Закона о контрактной системе. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
Ч.8.1 ст.45 Закона о контрактной системе установлено, что предусмотренная ч.9 ст.45 Закона о контрактной системе информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что банковская гарантия представленная Заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в закупке N 77/0000/0041/067-3 от 27.11.2017 на момент рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе отсутствовала в реестре банковских гарантий, на основании чего конкурсной комиссией Заказчика принято решение о не соответствии такой заявки требованиям конкурсной документации.
Не согласившись с доводами Заказчика, представитель Заявителя пояснил, что банковская гарантия представленная Заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в закупке N 77/0000/0041/067-3 от 27.11.2017 внесена ПАО "Сбербанк России" в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе, хотя ни заявка, ни контракт не содержат сведения, составляющие государственную тайну. Однако участник информировал Заказчика при вскрытии конверта с заявкой об этом, также Заказчику было представлено письмо СБР-54-исх/348 от 29.11.2017 согласно которому указанная банковская гарантия внесена в закрытый реестр банковских гарантий и, что скан-копия выписки из закрытого реестра будет направлена в адрес ПАО "Ярославский строительный завод" не позднее 30.11.2017, 17:00, кроме того, 01.12.2017 Заявитель также проинформировал Заказчика о сложившейся ситуации представив выписку из закрытого реестра банковских гарантий N1317 от 28.11.2017, выданную Федеральным казначейством. Кроме того, 05.12.2017 ПАО "Сбербанк России" внес в открытый реестр банковских гарантий банковскую гарантию представленную Заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в закупке N 77/0000/0041/067-3 от 27.11.2017.
На основании п.8 ст.45 Закона о контрактной системе Заказчик наделен правом не принимать банковскую гарантию представленную в качестве обеспечения заявки и отсутствующую в реестре банковских гарантий, размещенном в единой информационной системе. При этом, согласно буквальному толкованию п.1 ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных ст.45 Закона о контрактной системе реестрах банковских гарантий. Вместе с тем, указанные реестры ведутся в целях минимизации рисков и обеспечения возможности проверки достоверности представляемых участниками закупки банковских гарантий и в данном случае Заказчик был уведомлен о том, что банковская гарантия представленная участником в качестве обеспечения заявки на участие в закупке N 77/0000/0041/067-3 от 27.11.2017 внесена ПАО "Сбербанк России" в закрытый реестр банковских гарантий, следовательно, действительно существует, что также подтверждается тем, что 05.12.2017 ПАО "Сбербанк России" внес в открытый реестр банковских гарантий указанную банковскую гарантию.
При таких обстоятельствах, по мнению Комиссии Управления, конкурсная комиссия Заказчика имела возможность принять представленную Заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в закупке банковскую гарантию N 77/0000/0041/067-3 от 27.11.2017.
В соответствии с ч.2 ст.53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение конкурсной комиссии Заказчика об отказе в допуске Заявителю к участию в конкурсе при указанных обстоятельствах нарушает ч.2 ст.53 Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель также обжалует неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика выразившиеся в признании заявок N 1, N 3 и N 4 соответствующими требованиям документации поскольку в указанных заявках отсутствуют сведения о странах происхождения товаров, товарных знаках а также не указаны конкретные характеристики допускаемой при плавании высоты волны h1% 1,2 м, что не соответствует требованиям документации, поскольку в силу инструкции символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.2 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в заявках N 1, N 3 и N 4 указаны сведения о странах происхождения товаров, а именно, о месте выполнения работ по строительству объекта.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что конкретные характеристики допускаемой при плавании высоты волны h1% 1,2 м не могут стать известны на этапе формирования заявки, при этом, по своей сути данный показатель является расшифровкой класса судна, кроме того, согласно инструкции: "В связи с тем, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем заказчик не требует подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. В связи с вышеизложенным, комиссия Заказчика (Единая комиссия) не будет учитывать значения, представленные участниками закупки в предложениях о перечне поставляемых товаров. При этом в ходе приемки товара, необходимого при выполнении работ, Заказчик будет принимать товар в соответствии с указанными в конкурсной документации показателями или улучшенными показателями".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений подтверждающих несоответствие представленных в заявках N 1, N 3 и N 4 сведений требованиям документации, отсутствие стран происхождения судов, а также не указаны нормы Закона о контрактной системе обязывающие указывать в составе заявки на участие в конкурсе товарные знаки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Вместе с тем Заявитель также обжалует положения конкурсной документации Заказчика.
Согласно ч.3 ст.105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанных в ч.3 ст.105 Закона о контрактной системе сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении конкурса дата и время окончания подачи заявок 30.11.2017 10:00, при этом, жалоба Заявителя поступила в ФАС России 08.12.2017, после срока окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, обжалование положений конкурсной документации возможно исключительно в судебном порядке.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ПАО "Ярославский строительный завод" на действия конкурсной комиссии ФКУ "Речводпуть" обоснованной в части неправомерного отклонения заявки Заявителя.
2. Жалобу ПАО "Ярославский строительный завод" в части обжалования положений конкурсной документации оставить без рассмотрения в соответствии ч.3 ст.105 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч.2 ст.53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии Д.С. Грешнева
С.И. Казарин
Исп. Грешнева Д.С. 8 (495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 декабря 2017 г. N 2-57-16156/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2018