Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ФГБУ "Резерв-поставка" Росрезерва: А.В. Солодовникова,
ООО "Центр сопровождения контрактов": А.В. Сивидова,
рассмотрев жалобу ООО "Центр сопровождения контрактов" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Резерв-поставка" Росрезерва (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на работы по ремонту помещения склада (Закупка N 0373400005117000010), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.11.2017 NМГ/57444/17.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует неправомерное установление требований к товарам, необходимым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы, в Приложение N1 к Техническому заданию содержит требования к качественным характеристикам материалов и оборудования, при этом в составе аукционной документации отдельным файлом размещена форма Требования к материалам. Кроме того, в аукционной документации установлены две различные Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, что вводит участников закупки в заблуждение и препятствует формированию заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, поскольку аукционная документация не содержит указаний на то, положениями каких документов руководствоваться участнику закупки при формировании заявки на участие в аукционе, а также сведения о каких товарах, применяемых при выполнении работ, необходимо предоставлять в своих предложениях участникам закупки.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, применяемым при выполнении работ.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, в том числе следующие требования:
- в п.1 "Кровельный профнастил" установлены следующие требования:
- "Партия должна состоять из пакетов. Масса пакета не должна превышать 10 т. Пакеты при транспортировании и хранении должны быть уложены на деревянные или из другого материала подкладки одинаковой толщины не менее 50 мм., шириной не менее 150 мм. и длиной больше габаритного размера пакета не менее чем на 100 мм., расположенные не реже чем через 3 м",
- в п.4 "Кирпич полнотелый" установлены следующие требования:
- "Упаковка: кирпич должен быть уложен на поддон в "ёлочку" или на постель, или на ложок с перекрёстной перевязкой. Допускается укладка изделий без перевязки при условии их автоматического упаковывания, обеспечивающего сохранность упаковочной единицы при хранении и транспортировании. Уложенные с перекрёстной перевязкой изделия должны быть упакованы в термоусадочную или растягивающуюся плёнку или другие материалы, обеспечивающие сохранность продукции. В одной упаковочной единице должны быть изделия одного условного обозначения", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как установленные требования не относятся к объекту закупки, а характеризуют упаковку товара.
Вместе с тем, согласно п.3 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
- в п.4 "Кирпич полнотелый" установлены следующие требования:
- "Должна иметь крестообразный, прямой или комбинированный шлиц", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, поскольку Инструкция не содержит положений, указывающих на правила чтения при одновременном использовании символа "," и союза "или".
Также, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- в п.4 "Кирпич полнотелый": "Отклонение от плоскостности граней изделий более 3 мм. не допускается. Условное обозначение керамических изделий должно соответствовать ГОСТ 530-2007. Изделия должны изготавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ 530-2007 по технологическом) регламент)', утверждённому предприятием-изготовителем. Дефекты внешнего вида изделий: Отбитости углов глубиной более 15 мм/шт. - не более 2, Отбитости углов глубиной от 3 до 15 мм/шт. - 4. Отбитости рёбер глубиной более 3 мм и длиной более 15 мм/шт. - 2, Отбитости рёбер глубиной не более 3 мм. и длиной от 3 до 15 мм/шт. - 4, Трещины, шт. - 2. В партии не допускается половняк более 5% объёма партии",
- в п.5 "Раствор": "Средняя прочность не должна быть менее 150 кгс/см2. Растворная смесь должна содержать юлы-уноса не более 10 % массы цемента. Цемент, входящий в состав раствора должен быть портландцемент или шлакопортландцемент. Цемент для строительных растворов, получаемый путём совместного измельчения портландцементного клинкера, гипса, активных минеральных добавок (злекгротермофосфорные шлаки) и добавок-наполнителей (кварцевый песок с содержанием оксида кремния Si02 не менее 90 %). Содержание глинистых, илистых и мелких пылевидных фракций величиной 0.05 мм не более 3 %, Содержание клинкера в цементе должно быть не менее 20 % массы цемента. Цемент должен иметь пластифицирующие добавки, улучшающие качество цемента или быть без них. Количество пластифицирующих добавок должно быть не более 0.5 %, а гидрофобизирующих не менее 0.3 % массы цемента. Цемент должен быть с воздухововлекающими добавками в количестве не более 1 % массы цемента или без них. Предел прочности цемента при сжатии в 28 суточном возрасте должен быть не менее 19,6 МПа (200 кгс/см2). Водоотделение цементного теста, изготовленного при В/Ц - 1,0 до 30 % по объёму Тонкость помола цемента должна быть такая, что при просеивании через сито N008 проходило не более 88% массы просеиваемой пробы. Содержание ангидрида серной кислоты S03 в цементе должно быть не менее 3,5 % массы цемента. Содержание в цементе щелочных оксидов должно быть не более 2.2 % массы цемента портландцемент (без минеральных добавок) или шлакопортландцемент (с добавками гранулированного шлака до 22 %) не должен иметь магния (MgO) в клинкере более 5%",
- в п.7 "Сухие смеси": "Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90 % Средняя прочность не должна быть менее 131 кгс/см2. Отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения 10 % установленная проектом. Растворная смесь должна содержать золы-уноса менее 12 % массы цемента. Цемент, входящий в состав раствора должен быть портландцемент или шлакопортландцемент. Цемент для строительных растворов получаемый путём совместного измельчения портландцементного клинкера, гипса, активных минеральных добавок (злекгротермофосфорные шлаки) и добавок-наполнителей, кварцевый песок с содержанием оксида кремния Si02: должно быть 75-80 %. Содержание глинистых, илистых и мелких пылевидных фракций величиной 0,05 мм до 5 % Цемент должен иметь пластифицирующие добавки, улучшающие качество цемента или быть без них. Количество пластифицирующих добавок должно быть не более 0,5 %. а гидрофобизирующие от 0.3 до 0.5 % массы цемента. Цемент должен быть с воздухововлекающими добавками в количестве менее 2 % массы цемента или без них. Водоотделение цементного теста, изготовленного при В/Ц- 1.0, до 30 % по объёму. Тонкость помола цемента должна быть такая, что при просеивании через сито N008 проходило 80-88% массы просеиваемой пробы. Содержание ангидрида серной кислоты S03 в цементе должен быть более 3 % массы цемента. Содержание в цементе щелочных оксидов должно быть не более 2.2 % массы цемента Портландцемент (без минеральных добавок) или шлакопортландцемент (с добавками гранулированного шлака до 22 %). Содержание оксида магния (MgO) не должно быть в клинкере более 5.0 % массы клинкера",
- в п.8 "Шпильки": "Толщина оцинкованного покрытия не меньше 5 мкм; необходимый момент затяжки не менее 20 Нм",
- в п.9 "Гайки": "Диаметр описанной окружности должен быть менее 20 мм; высота гайки должна быть более 6 мм; Твёрдость материала, из которого изготовлены изделия должна быть более: НВ 10 -1 = 178 МПа при 20°С. Временное сопротивление разрыву материала (предел прочности при растяжении) должен быть более 100 МПа при 20°С. Твёрдость по Бринеллю материала НВ не должна быть менее 20 при 20°С. Коэффициент теплопроводности материала (теплоёмкость материала) не должен быть выше 200 Вт/(м°С). Удельная теплоёмкость материала (при 20о) должен быть менее 990 Дж/(кгград). Коэффициент температурного (линейного) расширения должен быть менее 20 °С-1 при 20°С Минимальный разрушающий момент для самореза должен быть более 2 Нм".
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены возражения в отношении вышеуказанных доводов жалобы, а также сообщено, что по делу от 14.11.2017. N2-57-14091/77-17 выдано предписании о внесении изменений в аукционную документацию.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1, 2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
3. В своей жалобе Заявитель указывает, что на направленные Заказчику запросы на разъяснение положений аукционной документации не представлены ответы.
В соответствии с ч.3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления, представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающие размещение в единой информационной системе разъяснений положений аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы, а также нарушении Заказчиком ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Центр сопровождения контрактов" на действия ФГБУ "Резерв-поставка" Росрезерва обоснованной.
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64, ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, так как предписание выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "ЯрИнфоТех" по делу от 14.11.2017. N2-57-14091/77-17.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Л.Н. Харченко
Е.А. Миронова
Исп. Е.А. Миронова (495) 784-75-05 доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 ноября 2017 г. N 2-57-14091/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2018