Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова ,
при участии представителей:
ГБУ "ГОРМОСТ": В.А. Мигунова,
ООО "Системный ресурс": Ф.С. Ермакова,
рассмотрев жалобу ООО "Системный ресурс" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "ГОРМОСТ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту подмостового пространства Крымского моста. II этап (левый берег) (Закупка N 0173200001416001941) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/4173 от 27.01.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки, а также к составу вторых частей заявок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 1185 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99".
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42 и 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Заказчиком по закупке N0173200001416001941 выбран код ОКПД2 42.11.20.000, выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту подмостового пространства Крымского моста. II этап (левый берег), начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составляет 147 998 240,00 рублей.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что в перечне документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в составе второй части заявки указано следующее: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 1185 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99" вступило в силу 25.11.2016 года. Постановлением были внесены следующие изменения:
"копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке"; "копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе.
2) Заявитель обжалует установление в аукционной документации требования о соответствии характеристик необходимых товаров положениям ГОСТ, которые указаны списком без указания на то, какой товар какому товару ГОСТ должен соответствовать, что вводит участников закупки в заблуждение, а также отсутствие в инструкции по заполнению заявки порядка использования символов: "_" (троеточие), "-" (тире).
В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что инструкция по заполенению заявки содержит требования о соответствии товаров ГОСТ, а также содержит правила чтения символов, а именно: "_" (троеточие), "-" (тире), согласно которой, символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
Согласно ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем в составе жалобы не предоставил сведений, подтверждающие довод жалобы, а также подтверждающие каким образом вышеуказанные положения повлияли на законные права и интересы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
3) Заявитель обжалует неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации по п. 22 "Асфальтобетонная смесь песчаная горячая тип Г" следующих требований: "Термостойкость затвердевшей пены", "Время затвердевания", "Плотность", "Базовое вещество".
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчик в приложении к первой части заявки "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" уставновил требования по п. 22 "Асфальтобетонная смесь песчаная горячая тип Г": "Термостойкость затвердевшей пены", "Время затвердевания", "Плотность", "Базовое вещество", которые не относятся к товару "Асфальтобетонная смесь песчаная горячая тип Г" и не предусмотрены ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные".
Вместе с тем, Заказчик согласился с доводом жалобы Заявителя и пояснил, что при формировании аукционной документации допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении пп. 1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4) Согласно доводам Заявителя в приложении к первой части заявки "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" п.9 "Песок для строительных работ" установлены следующие требования: природный; смесь природных песков и песков из отсевов дробления; Содержание песка из отсевов дробления "от 5 до 20 % по массе" не позволяет указать конкретное значение показателя, так как при использовании природного песка значение показателя "Содержание песка из отсевов дробления" будет равно "0", что противоречит требованиям документации Заказчика.
Комиссией Управления установлено, что, в соответствии с Инструкцией по заполнению заявок, в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует". Кроме того, Заказчик на заседании Комиссии Управления пояснил, что параметр "Содержание песка из отсевов дробления" относится только к "пескам из отсевов дробления" и не относится к "природным пескам", таким образом, если участник закупки выберет песок "природный", то в значении параметра "Содержание песка из отсевов дробления" необходимо поставить прочерк ("-"), или "не нормируется", или "отсутствует".
Заявитель в составе жалобы не предоставил сведений, подтверждающих довод жалобы, а также каким образом требования, установленные с учетом положений инструкции, не позволили сформировать и подать заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Системный ресурс" на действия ГБУ "ГОРМОСТ" обоснованной в части установления требования о наличии опыта ненадлежащим образом к участникам закупки; в части установления неправомерных требований к товару по п. 22 "Асфальтобетонная смесь песчаная горячая тип Г".
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст. 31; п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместителя председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Л.Н. Харченко
А.В. Кочетков
Исп. Кочетков А.В.
1. ГБУ "ГОРМОСТ"
111033, город Москва, Верхний Золоторожский переулок, дом 5, стр. 3
2. ТЕНДЕРНЫЙ КОМИТЕТ
107045, г. Москва, Печатников пер. , д.12
3. ООО "Системный ресурс"
196084, г. Санкт-Петербург, ул. Новорощинская, литер А, д.4,
пом. 1Н N 594
4. ЗАО "ЭТС"
123317, г. Москва, ул. Тестовская, д. 10, под. 1, эт. 13
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-1076/77-17 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
31.01.2017 г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
на основании решения Комиссии от 31.01.2017 по делу N 2-57-1076/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Системный ресурс" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "ГОРМОСТ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту подмостового пространства Крымского моста. II этап (левый берег) (Закупка N 0173200001416001941) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика при рассмотрении заявок на участие в Аукционе, а также при заключении государственного контракта учитывать наличие опыта согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 1185 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99" с учетом мотивировочной части решения Московского УФАС России от 31.01.2017 по делу N 2-57-1076/77-17.
Заказчику при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе и при заключении государственного контракта по итогам электронного аукциона N0173200001416001941 не учитывать требования к товару п. 22 "Асфальтобетонная смесь песчаная горячая тип Г" с учетом решения Московского УФАС России от 31.01.2017 по делу N 2-57-1076/77-17.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения Московского УФАС России от 31.01.2017 по делу N 2-57-1076/77-17.
4. Заказчику в срок до 31.03.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495)607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Л.Н. Харченко
А.В. Кочетков
Исп. Кочетков А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 января 2017 г. N 2-57-1076/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2018