Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителя ГИТИС: Корочанского А.Ф., Симоновой И.Е., Петунькиной Ю.А.,
в отсутствие представителей ООО "Группа компаний Континент", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России N 628/18 от 11.01.2018,
рассмотрев жалобу ООО "Группа компаний Континент" (далее - Заявитель) на действия ГИТИС (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по круглосуточному мониторингу тревожной сигнализации с техническим обслуживанием и модернизацией системы. Адреса на услуги по КТС:г. Москва. Малый Кисловский переулок дом 6;г. Москва, ул. Земляной Вал дом 66/20;г. Москва. Большой Гнездниковский переулок дом 10;г. Москва, ул. Академика Пилюгина дом 2;г. Москва, ул. Трифоновская дом 45Б (Закупка N 0373100114917000141) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N 628/18 от 11.01.2018 документы и сведения.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком в в пп. 2 п. 4. ч. 2 раздела "Инструкция участникам электронного аукциона" не установлено требование о предоставлении декларации об отсутствии конфликта интересов.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п.9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки системе отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества
Комиссией Управления установлено, что в п.п.2 п.4 Аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 8 части 1 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п.9 ч.1 ст.31 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, в аукционной документации установлены неисполнимые сроки выполнения работ, что вводит участников закупки в заблуждение.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с аукционной документации срок выполнения работ "с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года". Кроме того, согласно извещения о проведении электронного аукциона: "Дата проведения аукциона в электронной форме: 12.01.2018".
В силу ч.9 ст.70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
В силу ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель ГИТИС согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что при формировании сроков выполнения работ Заказчиком была допущена ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Комиссией Управления установлено, что в проекте контракта Заказчиком неправомерно установлены положения относительно ответственности сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, на основании правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063, поскольку в соответствии с действующим законодательством ответственность сторон регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 г. N1042.
На основании ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, согласно ч.8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом порядок применения ответственности установлен Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Комиссией Управления установлено, раздел 10 проекта контракта "Ответственность Сторон" не соответствует актуальным нормам законодательства, меры ответственности заказчика и исполнителя установлены в соответствии с утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.
Вместе с тем, проект контракта в пункте 5.1.6 содержит меры ответственности, которые не предусмотрены Законом о контрактной системе и вышеуказанным Постановлением: "Исполнитель обязан в течение десяти календарных дней после получения от Заказчика соответствующей претензии уплатить Заказчику штраф за указанные нарушения в следующем размере: 100 % от суммы ежемесячной платы".
На заседании Комиссии Управления представитель ГИТИС согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что при формировании аукционной документации Заказчиком была допущена ошибка.
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в проекте контракта, неправомерно установлены положения относительно ответственности сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в нарушение ч.5, 8 ст.34 Закона контрактной системе.
4. Согласно доводам жалобы в аукционной документации Заказчиком не установлены ограничения и преимущества в соответствии со ст. 28 - 30 Закона о контрактной системе, что нарушает положения ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 3 пп.9 Раздела I "Инструкция участникам электронного аукциона" указано: "В случае проведения электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, сведения об этом указаны в "Информационной карте электронного аукциона". Кроме того, пояснил, что в сведениях о закупке в разделе II "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации преимущества в соответствии со ст. 28 - 30 Закона о контрактной системе не установлены.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. По мнению Заявителя в пункте 13 Информационной карты Заказчиком установлен порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе, однако даты указанных разъяснений не установлены, что нарушает положения п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В силу п. 11 ч.1 ст 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что в п.10 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" указано: "Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукцион в электронной форме 29 декабря 2017 г., 10:00 ч", а также в п.13 II "Информационная карта электронного аукциона" указано: "Даты начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе - с момента размещения документации об электронном аукционе на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг.
Даты окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе - за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих, что в Информационной карте Заказчиком не установлены даты разъяснений положений документации об аукционе, а также документов свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком установлен порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе, что подтверждает необоснованность данных доводов жалобы.
6. Согласно доводам жалобы из Технического задания однозначно не следует, какое именно оборудование подлежит обслуживанию, а какое оборудование необходимо установить. По мнению Заявителя, при установке оборудования, указанное условие противоречит предмету закупки, согласно которому основным предметом контракта является техническое обслуживание и модернизация системы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно п.4.4.7 Технического задания установлен следующий состав оборудования: "В состав оборудования в "Помещениях учреждений" должны входить следующие ТС и основные средства: Оборудование средств тревожной сигнализации; Средства носимых тревожных брелков в количестве не менее 1 шт.; Средства выдачи признака контрольной проверки тревожной сигнализации для ПЦН; Основной канал передачи информации о событиях от учреждений на ПЦН; Канал передачи тревожных сообщений в СОБГ"
Представитель ГИТИС также пояснил, что все установленные требования к оборудованию, подлежащего к техническому обслуживанию и модернизации, установлены в соответствии с потребностью Заказчика, используемых при оказании услуг и учтены в расчете начальной максимальной цены контракта.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что предметом закупки является оказание услуг по круглосуточному мониторингу тревожной сигнализации с техническим обслуживанием и модернизацией системы. А также в Техническом задании отсутствует какая либо информация об установке дополнительного оборудования.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
7. Согласно доводам жалобы Заказчиком не установлены конкретные случаи отказа от исполнения контракта и дают Заказчику возможность субъективного принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, что по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается, в том числе в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Комиссией Управления установлено, что в п. 14.7 проекта контракта указано: "Настоящий Договор может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Договора в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8-23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О Договорной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в проекте контракта установлены конкретные случаи отказа от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, что подтверждает необоснованность данного довода жалобы.
8. По мнению Заявителя в аукционной документации установлены неправомерные и избыточные требования к товарам, что вводит участников закупки в заблуждение:
- п.2 "Извещатели тип 6" установлено требование "габаритные размеры от 59 до 81 мм", "габаритные размеры от 44 до 66 мм", "габаритные размеры от 89 до 127 мм", а также установлены следующие требования: "Исполнение держателя без дюбеля; с дюбелем", "Внешний вид лицевой поверхности кабель- канала: накладки стыковые гладкий; рифленый", "Тип лицевой поверхности кабель-канала матовый; глянцевый", "Исполнение без покрытия или с покрытием", "Программное обеспечение системного блока без операционной системы; с операционной системой", "Исполнение системного блока без оптического привода или с оптическим приводом", по мнению Заявителя повторение одинаковых показателей с различными требуемыми значениями вводят Участников в заблуждение и не позволяют оценить потребность Заказчика;
- п.42 "Шурупы тип 2": "Толщина покрытия шурупа", п.83 "Шурупы тип 5": "Толщина цинкового покрытия шурупа", п.85 "Дюбель тип 5": "толщина покрытия", п.175 "Крепежный элемент: шайбы тип 2": "Толщина покрытия шайбы"; п.77 "Грунтовка тип 1": "Условия эксплуатации ограниченно атмосферостойкой группы грунтовки". По мнению заявителя требования по вышеуказанным позициям являются излишне завышенными, что вводит участников закупки в заблуждение.
Кроме того, по мнению Заявителя, установленные требования к климатическому исполнению является избыточными требованием, так как предмет закупки подразумевает выполнение работ на объектах Заказчика, имеющих определенный адрес и установление требований "УХЛ или Т", что вводит Участников в заблуждение.
Согласно доводам жалобы по п. "Держатель" Заказчик устанавливает требования к цвету, что, по мнению Заявителя, является излишним требованием, так как предметом закупки является оказание услуг, а не поставка товара.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требования к показателям, указанным в жалобе к вышеуказанным товарам являются избыточными и определяются в процессе испытания товара и не определяются производителями товаров в отрытом доступе, а также что такие показатели не являются качественными и функциональными характеристиками показателей товара, которые Заказчик устанавливает в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
Также, в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Группа компаний Континент" на действия ГИТИС обоснованной в части не установления требования о предоставлении декларации об отсутствии конфликта интересов, установления неисполнимых сроков выполнения работ, неправомерного установления ответственности сторон.
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п.1, п.9 ч.1 ст.31, ч.5, 8 ст.34, п.2 и п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе .
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Д.А. Сологов
А.В. Кочетков
Исп. Кочетков А.В. (495) 784-75-05 (143)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 января 2018 г. N 2-57-244/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2018