Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя председателя отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ФГКУ "Экспериментальный производственный комбинат МВД России": А.В. Цеденова, А.С. Лопатина,
ООО "СМУ": А.Н. Терентьева,
рассмотрев жалобу ООО "СМУ" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "Экспериментальный производственный комбинат МВД России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) по комплексному техническому обслуживанию административного и производственного зданий ФГКУ "ЭПК МВД России" (Закупка N0873100002917000020) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение норм Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 11.01.2018 N884/18, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства используемый при выполнении работ, в частности:
- п.54 "Краски масляные цветные": "Массовая доля пленкообразующего вещества не менее 20 %. Массовая доля летучего вещества не более 20 %. Степень перетира не более 90 мкм";
- п.59 "Кабель силовой": "Минимальное значение толщины изоляции жил Более 0.4 мм. Максимальный диаметр токопроводящих жил Не более 2.4 мм";
- п.61 "Лента ПСУЛ": "Плотность Не менее 50 кг/м3. Теплостойкость До 100 °С";
- п.66 "Очес льняной": "Влажность льняного очеса Не более 16 %";
- п.67 "Лента изоляционная": "Разрывная нагрузка Не более 6 кН/м. Масса 1 м2 ленты Не более 450 г";
- п.68. "Трубы стальные водогазопроводные": "Способ нанесения резьбы накатка или нарезка. Резьба Длинная или короткая. Число ниток при условном проходе Не более 14. Длина резьбы до сбега Не менее 10.5";
- п.71 "Труба полипропиленовая, армированная стекловолокном": "Масса одного погонного метра трубы От 0.175 кг. Внутренний объем одного погонного метра трубы Не более 0.217 л";
- п.76 "Кабель": "Теплостойкость кабеля До 500 °С";
- п.77 "Выключатель автоматический": "Диапазон токов мгновенного расцепления от 30 до 250 А. Максимальная потеря мощности на полюсе Не менее 4.0 Вт";
- п.78 "Унитаз": "Минимальная выдерживаемая нагрузка Не менее 200 кгс";
- п.80 "Умывальник": "Минимальная выдерживаемая нагрузка Не менее 150 кгс";
- п.83 "Труба полипропиленовая": "Масса одного погонного метра трубы От 0.175 кг. Внутренний объем одного погонного метра трубы Не более 0.217 л";
- п.84 "Хладагент тип1": "Средняя молекулярная масса Не более 86.5. Критическая температура Не более 100 0С. Критическое давление До 50.0 бар. Температурный дрейф 0.0 °С";
- п.85 "Хладагент тип2": "Средняя молекулярная масса Не более 72.6. Критическая температура Менее 80 °С. Критическое давление До 50.0 бар. Температурный дрейф 0.15 °С";
- п.86 "Хладагент тип3": "Средняя молекулярная масса Не более 90. Критическая температура Менее 90 °С. Критическое давление Менее 5000 кПа. Температурный дрейф в диапазоне Не менее 5, не более 7 °С";
- п.87. "Герметик для системы кондиционирования": "Скорость отверждения более 3 мм/сут. Плотность при температуре +20 °С 1.60 - 1.62 г/см3";
- п.88. Противогололедный материал": "Количество соли в комбинированном противогололедном материале Не менее 5 %. Массовая доля частиц размером св. 10 мм 0 %. Массовая доля частиц размером св. 5 мм до 10 мм Не более 10 %. Массовая доля частиц размером св. 1 мм до 5 мм Не менее 75 %. Массовая доля частиц размером 1 мм и менее Не более 20 %. Модуль крупности песка от 2.0 до 3.5. Влажность противогололедного материала Не более 5. Масовая доля пылевидных и глинистых частиц Не более 5 %. Массовая доля глины в комках Не более 0.35 %. Массовая доля металлических примесей Не более 3 %. Водородный показатель химических противогололедных материалов от 5 рН. Плотность химических противогололедных материалов Не менее 0.8. Показатель скользкости для химических противогололедных материалов Не более 0.2";
- п.89 "Мешок полипропиленовый": "Разрывная нагрузка донного шва мешка Не менее 30 кгс. Число нитей ткани на 10 см по основе и утку Не менее 31 шт".
По мнению Заявителя, конкретные значения по характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все значения характеристик товаров не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленные требования к товарам определяют важные качественные и функциональные характеристики требуемых к поставке товаров, при этом, для указания значений данных характеристик у участников закупки отсутствует необходимость наличия таких товаров и проведения над ними определенных испытаний.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При этом в составе жалобы также отсутствует указание на то, в соответствии с какими ГОСТ на испытания определяются такие характеристики.
Кроме того, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требования к показателям, указанным в жалобе к вышеуказанным товарам являются избыточными и определяются в процессе испытания товара и не определяются производителями товаров в отрытом доступе; а также что такие показатели не являются качественными и функциональными характеристиками показателей товара, которые Заказчик устанавливает в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
Также, в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в Приложении к Техническому заданию "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" (Форма 2) изложено описание требований к товарам, применяемым при выполнении работ, в частности: п.50 "Электроды"; п.53 "Шкурка шлифовальная"; п.84 "Хладагент тип1"; п.85 "Хладагент тип2"; п.86 "Хладагент тип3"; п.88 "Противогололедный материал", при этом Заявитель указывает на то, что данные товары являются расходными материалами и не остается у Заказчика после выполнения работ.
Также, в составе аукционной документации отсутствует информация о количестве необходимых для выполнения работ расходных материалов, что не позволяет участникам закупки определить содержание производимых работ в соответствии с объектом закупки.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить исходя из каких положений аукционной документации участникам закупки представляется возможным определить при выполнении каких видов работ и в каком количестве необходимо использовать вышеуказанные расходные материалы, а также являются ли данные товары объектом закупки и входят ли в начальную (максимальную) цену контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеуказанного довода жалобы и нарушением п. 1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Также Заявитель указывает на то, что в Форме 2 Заказчиком в п.55 "Уайт-спирит" установлены следующие требования: "Упаковка" - Флакон; бутылка (со щербинкой), "Вместимость упаковки" - До 1.00 дм3.
Согласно доводам жалобы, вышеуказанное описание объекта закупки не носит объективный характер, поскольку Заказчик устанавливает требования к упаковкам товара, к объемам упаковок, а не к самим товарам, используемым при выполнении работ и являющихся объектом закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований к упаковке, объему упаковки товара по п.55 "Уайт-спирит".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеуказанного довода жалобы и нарушении п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе подано 5 заявок, при этом аукционной комиссией не принималось решений об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям аукционной документации, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СМУ" на действия ФГКУ "Экспериментальный производственный комбинат МВД России" обоснованной в части неправомерного установления требований к товарам п.50 "Электроды", п.53 "Шкурка шлифовальная", п.84 "Хладагент тип1", п.85 "Хладагент тип2", п.86 "Хладагент тип3", п.88 "Противогололедный материал", п.55 "Уайт-спирит".
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии К.А. Сомов
Е.А. Миронова
Исп. Е.А. Миронова
тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 января 2018 г. N 2-57-305/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2018