Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
Администрации поселения Московский: И.А. Пахомова, Ю.А. Ротановой, Е.А. Багно, М.Н. Резаевой, Н.С. Сафоновой,
ООО "Деймос": Р.Р. Незаметдиновой,
рассмотрев жалобу ООО "Деймос" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Московский (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контрактана выполнение работ по выборочному капитальному ремонту подъездов многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Московский, 1 мкр., д.д. 15 (1 подъезд), 16 (1 подъезд), 17 (1 подъезд), 19 (1 подъезд), 20 (1 подъезд), 22 корп.1 (1 подъезд), 22 корп.2 (1 подъезд), 25 (1 подъезд), 41 (1 подъезд), 34 (1 подъезд), 37 (1 подъезд), 38 (1 подъезд), 44 (3 подъезда), 45 (4 подъезда) (Закупка N0148300014517000115) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.01.2018 NМГ/1357/18.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель указывает на установление в Приложении N1 к Техническому заданию "Сведения о качестве, технических свойствах товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" (далее - Форма 2) излишних требований к второстепенным характеристикам товара, которые являются очевидными исходя из значений основных характеристик, в частности:
-в п."Шурупы с потайной головкой": "Исполнение 1 или 3. Диаметр резьбы Более 6 мм. Диаметр головки Более 14,4 мм. Длина шурупа 100 мм. Шаг резьбы Не менее 3,5 мм. Номер крестообразного шлица 3 или 4. Внутренний диаметр резьбы Не более 7 мм. Высота головки Не более 5 мм. Глубина крестообразного шлица Не более 4,6 мм. Диаметр крестообразного шлица Не менее 3,7 мм. Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц От 3,7 до 5,5 мм". При этом, согласно п.2 ГОСТ 1145-80 (СТ СЭВ 2327-80) "Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2)", требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, характеристики шурупов обозначаются условными значениями, которые наносятся на маркировку товара и которые включают в себя исполнение, диаметр и длину.
Аналогичные требования установлены в технической части аукционной документации к товару п. "Болты строительные".
Также, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, в том числе, следующих требований:
- в п."Краски масляные МА-15": "Массовая доля пленкообразующего вещества Не менее 26 %. Укрывистость невысушенной пленки краски Не более 210 г/м2. Степень перетира Не более 90 мкм".
При этом, согласно ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия (с Изменениями N 2-6)", требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, цвет пленки, время высыхания, стойкость пленки к статическому воздействию воды, условную светостойкость определяют на пластинках размером 70х150 мм из стали марок 08кп и 08пс толщиной 0,5-1,0 мм по ГОСТ 16523 или проката холоднокатаного марки 08кп по ГОСТ 9045 или из черной горячекатаной жести толщиной 0,25-0,32 мм. Укрывистость и твердость пленки определяют на стекле для фотографических пластинок размером 9х12-1,2 по ТУ 21-0284461-058. Массовую долю летучих и пленкообразующих веществ, степень перетира, вязкость определяют в неразбавленной краске. В случае повышения вязкости красок выше нормы при разбавлении краски уайт-спиритом (нефрасом - С4-155/200) в количестве не более 5%, условная вязкость должна соответствовать п.4 табл.2.
При этом, Заявитель указывает на то, что конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Аналогичные требования установлены в технической части аукционной документации к товарам пп. "Известь хлорная", "Краски фасадные перхлорвиниловые", "Краски фасадные акриловые", "Краски цветные", "Краски водно-дисперсионные", "Смеси сухие", "Герметик акриловый", "Гипсовые вяжущие", "Грунтовка акриловая", "Грунтовка акриловая адгезионная".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров и характеристиками предельных отклонений, а также характеристиками компонентного состава и характеристик товаров, не влияющих на качество оказания услуг являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1,2 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе подано 2 заявки, при этом аукционной комиссией не принималось решений об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям аукционной документации, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
2. Согласно доводам Заявителя, в Форме-2 установлены одинаковые требования к товарам, применяемым при выполнении работ, так, например, в пп. 15,16,17,18 установлены требования к товару "Наличники хвойных пород". Аналогичные требования установлены в пп. 29, 82 к товару "Шурупы с потайной головкой", а также в п.78, 135 к товару "Краски водно-дисперсионные", что увеличивает объем информации и затрудняет подготовку заявки на участие в электронном аукционе.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные позиции товаров не являются одинаковыми и содержат различные требования к значениям характеристик данного товара (материла), так например, по п. "Наличники хвойных пород" установлены различные требования к таким показателям, как "ширина", "толщина", что свидетельствует об уникальности позиций.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления, а также в материалах жалобы, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод жалобы, а также свидетельствующих о том, что указанные требования вводят участников закупки и препятствуют формированию заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Деймос" на действия Администрации поселения Московский обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам пп. "Шурупы с потайной головкой", "Болты строительные", "Краски масляные МА-15", "Известь хлорная", "Краски фасадные перхлорвиниловые", "Краски фасадные акриловые", "Краски цветные", "Краски водно-дисперсионные", "Смеси сухие", "Герметик акриловый", "Гипсовые вяжущие", "Грунтовка акриловая", "Грунтовка акриловая адгезионная".
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п.1,2 ч.1,2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Г.А. Радочинский
Е.А. Миронова
Исп. Е.А. Миронова
8-495-784-75-05, доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 января 2018 г. N 2-57-383/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2018