Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
Администрации поселения Московский: И.А. Пахомова, Ю.А. Ротановой, Е.А. Багно, М.Н. Резаевой, Н.С. Сафоновой,
ООО "Деймос": Р.Р. Незаметдиновой,
рассмотрев жалобу ООО "Деймос" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Московский (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству интерактивной детской площадки, расположенной по адресу: г. Московский, ул. Радужная, д.10 (Закупка N0148300014517000109) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.01.2018 NМГ/1350/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель указывает на установление в Приложении к Техническому заданию "Требования к применяемым материалам" (Форма 2) излишних требований к второстепенным характеристикам товара, которые являются очевидными исходя из значений основных характеристик, в частности:
-в п.2 "Щебень": "Потеря массы при испытании: Щебня в сухом/насыщенном состоянии; щебня из интрузивных /эффузивных пород; щебня из гравия, не более 25%. Потеря массы при испытании: Не более 45%. Содержание зерен слабых пород: Не более 10 по массе %". Согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, значение показателей характеристик "потеря массы при испытании", "потеря массы при испытании", "содержание зерен слабых пород" напрямую зависят от марки по истираемости щебня и гравия (а также дробимости щебня), так например, для потеря массы при испытании, % щебня марки И1 до 25 % включительно, а содержание слабых пород щебня из гравия и валунов марки 1000 равно 10%.
Аналогичные требования установлены в технической части аукционной документации к товарам п.6 "Раствор".
Также, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, в том числе, следующих требований:
- в п.5 "Грунт питательный": "Массовая концентрация примесей валового содержания свинца, кадмия, ртути, никеля, мышьяка, цинка, меди Не более 220 мг/кг. Массовая концентрация примесей подвижных форм свинца, цинка, меди, никеля, хрома (III) Не более 23 мг/кг. Эффективная удельная активность естественных радионуклидов сухого вещества Не более 300 Бк/кг. Удельная эффективная активность техногенных радионуклидов (ACs/45 + ASr/30) Не более 1 относительные единицы. Массовая концентрация бенз(а)пирена сухого вещества Не более 0,02 мг/кг. Массовая концентрация полихлорбифенилы, пентахлорбифенилы, трихлорбифенилы Не более 0,1 мг/кг. Индекс санитарно-показательных микроорганизмов колиформы, энтеробактерии Не более 9 кл./г. Содержание включения камней и других посторонних предметов более 0,5 см, менее 0,5 см Не более 5%. Запрещается использовать почву из-под овощных культур, картофеля в год возделывания и в течение последующих трех лет в связи с опасностью переноса в питательный грунт вредителей и болезней. Объемная масса полевой земли Не более 1,5 г/см3. Плотность твердой фазы полевой земли Не более 2,7 г/см3. Пористость полевой земли Не более 60 %. Объемная масса коры, опилок, соломы Не более 0,4 г/см3. Плотность твердой фазы коры, опилок, соломы Не более 2,0 г/см3. Пористость коры, опилок, соломы Не более 90% объема. Влажность коры, опилок, соломы Не более 80%. Зольность коры, опилок, соломы Не более 20%. Кислотность коры, опилок, соломы Не более 6,5. Органическое вещество коры, опилок, соломы Не более 95 %".
При этом, Заявитель указывает на то что конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Аналогичные требования установлены в технической части аукционной документации к товарам п.8 "Песок", п.9 "Пленка полиэтиленовая", п.10 "Смеси бетонные", п.11 "Щебень", п.12 "Полиуретановое связующее".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не представлены возражения о необходимости установления требований к товарам подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров и характеристиками предельных отклонений, а также характеристиками компонентного состава и характеристик товаров, не влияющих на качество оказания услуг являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1,2 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Деймос" на действия Администрации поселения Московский обоснованной.
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п.1,2 ч.1,2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: А.Г. Радочинский
Е.А. Миронова
Исп. Е.А. Миронова
8-495-784-75-05, доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 января 2018 г. N 2-57-364/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2018