На основании требований пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведена внеплановая проверка действий ГБУЗ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМЕНИ М.П. КОНЧАЛОВСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию системы приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха в больнице, родильном доме и прочих строений ГБУЗ "ГКБ им. М.П. Кончаловского ДЗМ" (Закупка N 0373200063117000155).
Состав Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления):
Е.В. Гридина - Заместитель начальника отдела обжалования государственных закупок,
Д.С. Грешнева - Главный государственный инспектор отдела проверок государственных закупок,
И.С. Максимов - Главный государственный инспектор отдела обжалования государственных закупок,
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Управления
УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "СтройСервис" (далее - Заявитель) о нарушении Закона о контрактной системе ГБУЗ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМЕНИ М.П. КОНЧАЛОВСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию системы приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха в больнице, родильном доме и прочих строений ГБУЗ "ГКБ им. М.П. Кончаловского ДЗМ" (Закупка N 0373200063117000155).
Вместе с тем, указанная жалоба отозвана Заявителем в соответствии с ч. 15 ст. 105 Закона о контрактной системе (вх. 2073-ЭП/18 от 17.01.2018).
В соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 NАЦ/8325 в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку, предусмотренную пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона об осуществлении закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при проведении вышеуказанных аукционов.
На основании п.1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, такие как:
- В п. "СТАЛЬ ЛИСТОВАЯ ОЦИНКОВАННАЯ" установлено нестандартное значение "НГ" по параметру "Категория по способности к вытяжке"; "чистой со сплошным обычным и дифференцированным цинковым покрытием" по параметру "Поверхность стали", согласно ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия" по способности к вытяжке (сталь группы XШ) делится на категории нормальной вытяжки - Н, глубокой вытяжки - Г, весьма глубокой вытяжки - ВГ, при этом, государственный стандарт не предусматривает способность к вытяжке со значением "НГ" и покрытие листов стали со значением "обычное".
- В п. "БОЛТЫ С ШЕСТИГРАННОЙ ГОЛОВКОЙ тип 1" 3. установлены следующие требования: "Класс точности болтов", "Шаг резьбы Ра", "Резьба", "Высота головки номинальная k", "Длина резьбы", "Размер "под ключ" S", "Длина болта", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ ИСО 4014 "Болты с шестигранной головкой Классы точности А и В" объективным описанием закупки является его условное обозначение, в которое входит: обозначение резьбы; номинальная длина; класс прочности. Таким образом, параметры "Шаг резьбы Ра", "Высота головки номинальная k", "Длина резьбы", "Размер "под ключ" S" являются излишними, поскольку достаточными характеристиками для определения соответствия товара для болта будет являться его диаметр, номинальная длина и класс прочности, при этом, все остальные показатели напрямую зависят от вышеуказанных параметров, и за рамки, установленные государственным стандартом выходить не будут. Также в своей жалобе Заявитель указывает на установление Заказчиком подобных требований по п. "БОЛТЫ С ШЕСТИГРАННОЙ ГОЛОВКОЙ тип 3", п. "БОЛТЫ С ШЕСТИГРАННОЙ ГОЛОВКОЙ тип 2", п. "ШАЙБЫ тип 2", п. "ШАЙБЫ тип 1", п. "ШАЙБЫ тип 3", п. "ШАЙБЫ ПРУЖИННЫЕ тип 4", п. "ШАЙБЫ ПРУЖИННЫЕ тип 3", п. "ШАЙБЫ ПРУЖИННЫЕ тип 1", п. "ШАЙБЫ ПРУЖИННЫЕ ТИП 5", п. "ШАЙБЫ ПРУЖИННЫЕ тип 2", п. "ТКАНЬ ФИЛЬТРУЮЩАЯ тип 3", п. "ПРОКЛАДКИ РЕЗИНОВЫЕ тип 2", п. "ПРОКЛАДКИ РЕЗИНОВЫЕ тип 1", п. "ПРОКЛАДКИ РЕЗИНОВЫЕ тип 4", п. "ПРОКЛАДКИ РЕЗИНОВЫЕ тип 3", п. "ГАЙКИ ШЕСТИГРАННЫЕ ТИП 3", п. "ГАЙКИ ШЕСТИГРАННЫЕ тип 1", п. "ГАЙКИ ШЕСТИГРАННЫЕ тип 2", п. "РЕШЕТКИ ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ тип 2", п. "РЕШЕТКИ ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ тип 1", п. "ПРОКЛАДКА ПАРОНИТОВАЯ", п. "Электроды тип 2".
- В п. "БОЛТЫ С ШЕСТИГРАННОЙ ГОЛОВКОЙ тип 1" установлены нестандартные параметры, а именно: "Длина резьбы", "Длина болта", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ ИСО 4014 "Болты с шестигранной головкой Классы точности А и В" предусматривает параметр "номинальная длина l", а не "Длина болта".
- В п. "ПРОВОЛОКА СТАЛЬНАЯ тип 4" установлены следующие требования: "Номинальны й диаметр проволоки: от 1, 3 мм", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно положениям инструкции: "Слова "от" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный(-ые) показатель(-и) более (выше) указанного значения для каждого вида (типа) товара (материала)", при этом в инструкции по заполнению заявки отсутствует правило чтения знаков при совместном использовании символа "," и частицы "от".
- В п. 12. "КОНЦЕНТРАТ ДЛЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ" описание объекта закупки в параметрах "Плотность при 20 °С" и "Содержание N,N-бис(3- аминопропилдодециламин а" сопровождается словом "около", при этом, инструкция по заполнению заявок не раскрывает обозначение применения слово "около", что не позволяет определить в отношении каких показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках.
- В п. "БОЛТЫ С ГАЙКАМИ И ШАЙБАМИ" установлены следующие требования: "Размер шага резьбы болта с шестигранн ой головкой 2, 2.5, 2; 1.5, 2.5, 1.75 мм", "Номинальный диаметр резьбы d болта с шестигранной головкой 10; 12; 16 мм", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки указано следующее: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой", "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ", при этом, ГОС 7798 "БОЛТЫ С ШЕСТИГРАННОЙ ГОЛОВКОЙ КЛАССА ТОЧНОСТИ В. Конструкция и размеры" для номинального диаметра 10 мм соответствует шаг резьбы 1,5 мм, 1,25 мм, для номинального диаметра 12 мм соответствует шаг резьбы 1,75 мм, 1,25 мм, для номинального диаметра 16 мм соответствует шаг резьбы 1,5 мм, 2 мм. Таким образом, участники должны выбрать один диаметр резьбы (либо 10, либо 12, либо 16), при этом шаг резьбы должен состоять из 3 значений (либо 2, 2.5, 2 либо 1.5, 2.5, 1.75), что противоречит требованиям государственного стандарта.
- В п. "ПРОКЛАДКА ПАРОНИТОВАЯ тип 4" установлены следующие требования: "Материал изготовления прокладки: Паронит; картон", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчик установил в наименовании товара потребность в паронитовой прокладке, однако, в параметре "Материал изготовления прокладки" предлагает на выбор "картон". Также в своей жалобе Заявитель указывает на установление требований подобным образом по п. "ПРОКЛАДКА ПАРОНИТОВАЯ тип 3".
- В п. "КРАСКА МАСЛЯНАЯ тип 4" установлено следующее требование: "Способ нанесения: Краски должны наноситься на поверхность кистью, краскораспылителем или валиком", что может вводит участников закупки в заблуждение, поскольку отсутствует совместное трактование "," и слова "или".
- В п. "Электроды тип 2" Заказчиком установлены идентичные, тождественные требования: "Покрытие электрода с тонким или со средним или с толстым покрытием", "Диаметр покрытия D от 4.5* до 10.8* мм", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно согласно ГОСТ 9466 "ЭЛЕКТРОДЫ ПОКРЫТЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ДЛЯ РУЧНОЙ ДУГОВОЙ СВАРКИ СТАЛЕЙ И НАПОАВКИ. Классификация и общие технические условия" покрытие определяется путем расчета по формуле.
- В п. "ШАЙБЫ ПРУЖИННЫЕ тип 5" установлены требования: "Номинальный диаметр резьбы болта, винта, шпильки: 39 или 30 мм", "Размер d шайбы пружинной: 33.5 или 39.5 мм", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 6402 "ШАЙБЫ ПРУЖИННЫЕ. Технические условия" для номинального диаметра резьбы болта, винта, шпильки 30 мм размер d составляет 30,5 мм, таким образом, размеру d шайбы пружинной со значением "33.5 мм", которое предлагает на выбор Заказчик соответствует шайбе с номинальным диаметром 33 мм, что позволяет участникам закупки предложить значение которое соответствует требованиям аукционной документации, при этом противоречит государственному стандарту.
- В п. "Электроды тип 1" установлены следующие требования: "Покрытие электрода: со средним или с толстым со средним или с тонким покрытием", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 9466 электроды с одновременным покрытием толстым со средним отсутствует.
- В п. "ЯЧЕЙКОВЫЙ ФИЛЬТР тип 1" установлены следующие требования: "Габаритный размер по входному сечению (ШхВ): от 287 до 500 х от 500 до 592 мм", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки ""от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель(-и) из данного диапазона не включая крайние значения для каждого вида (типа) товара (материала)", что не позволяет подобрать существующий товар.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- В п. "РЕМНИ КЛИНОВЫЕ тип 14" установлены следующие требования: "Ширина внутренней грани ремня: Должна быть 4,5 мм", что по мнению заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку ни один производитель не изготовляет ремней с шириной внутренней грани ремня 4 мм или 5 мм при совокупности требований к остальным параметрам и значениям, установленных в аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчику требуется размер 4,5 мм, что также подтверждается сведениями производителей данного товара, согласно которым, производители имеют возможность изготавливать ремни других размеров по согласованию с производителем.
- В п. "КЛИНОВЫЕ РЕМНИ тип 15" Заказчик установил следующие требования: "Расчетная длина (Номинальна я длина): Не менее 1200 мм", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку ни один производитель не изготовляет ремней с внешней длиной "не более 1210 мм".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что ремни производятся с вышеуказанно расчетной длиной, что также подтверждается сведениями производителей данного товара.
- В п. "ФИЛЬТР КАРМАННЫЙ тип 2" установлены следующие требования: "Размеры BxHxL: 1040x850x740 мм", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку ни один производитель не декларирует размеры BxHxL 1040x850x740 мм при совокупности всех остальных требований установленных в аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что фильтры производятся с вышеуказанными размерами, что также подтверждается сведениями производителей данного товара.
- В п. "БУМАГА ИЗОЛЯЦИОННАЯ БИТУМИРОВАННАЯ" установлен по мнению Заявителя излишний параметр "Толщина бумаги", поскольку производители таких товаров не указывают в свободном доступе значения по данному параметру.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что производители бумаги указывают толщину бумаги, что подтверждается сведениями производителей.
- В п. "ЭЛЕКТРОДЫ тип 1" установлены следующие требования: "Покрытие электрода: тонкое или среднее или толстое", "Диаметр стержня электрода d от 2* до 3* мм", "Номинальна я длина электрода L не более 350 мм", "Тип электрода Э - 42А; Э - 46А", что по мнению Заявителя может вводит участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 9466 "ЭЛЕКТРОДЫ ПОКРЫТЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ДЛЯ РУЧНОЙ ДУГОВОЙ СВАРКИ СТАЛЕЙ И НАПОАВКИ. Классификация и общие технические условия" номинальная длина электрода имеет и минимальное значение 150 мм, поскольку позволяет указать значение которое соответствует требованиям аукционной документации, при этом противоречит требованиям аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно ГОСТ 9466 по согласования с изготовителем и потребителем может быть установлена иная длина электродов.
- В п. "ПРОВОЛОКА СТАЛЬНАЯ тип 2" установлены следующие требования: "Номинальный диаметр проволоки: 1.3, 1.5 мм", что может вводит участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 3282 "ПРОВОЛОКА СТАЛЬНАЯ НИЗКОУГЛЕРОДИСТАЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. Технические условия" "Номинальный диаметр проволоки" со значением "1.5 мм" отсутствует, что позволяет участникам закупки заполнить значение в соответствии с требованиями аукционной документацией, при этом данное требование противоречит требованиям государственного стандарта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно ГОСТ 3282 проволоку изготавливают любого диаметра п.2.2 ГОСТ 3282 по требованию потребителя термически обработанная проволока изготавливается с регламентированными относительными удлинениями.
- В п. "ЯЧЕЙКОВЫЙ ФИЛЬТР тип 2" установлены следующие требования: "Габаритный размер по входному сечению (ШхВ): От 592до 490хот 287 до 592", что по мнению Заявителя может вводит участников закупки в заблуждение, поскольку ни одно число, указанное участником не будет удовлетворять хотя бы одному условию. Например, указав значение, удовлетворяющее требованию "до 490 мм" - 400 мм, участник не удовлетворяет условию "от 592 мм".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчику требуется предоставить значение от 490 до 592 и от 287 до 592, что также позволяет идентифицировать потребность Заказчика.
- В п. "КРАСКА МАСЛЯНАЯ тип 1" установлены следующие требования: "Разбавление краски уайт- спиритом: не более 5 %", "Разбавитель для краски: скипидар; уайт-спирит", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку требования к разбавлению краски являются избыточными, т.к. работы еще не начались, конкретные значения по установленной характеристике не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требования является основополагающим и указывается производителями в открытом доступе, что позволяет определить данные характеристики широкому кругу участников и заполнить заявку на участие в данном аукционе на условиях аукционной документации.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, содержащие указание на нарушение Заказчиком Закона о контрактной системе в части установления неправомерных, избыточных требований к указанным товарам, в том числе обоснование ввиду чего указанные требования являются неправомерными, избыточными и подтверждающих невозможность указания значений по данным параметрам в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с Законом о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ГБУЗ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМЕНИ М.П. КОНЧАЛОВСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию системы приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха в больнице, родильном доме и прочих строений ГБУЗ "ГКБ им. М.П. Кончаловского ДЗМ" (Закупка N 0373200063117000155) нарушение положений п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Выдать Заказчику, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии И.С. Максимов
Д.С. Грешнева
Максимов И.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 января 2018 г. N 2-57-380/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2018