Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителя ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве": Белана М.А.,
в отсутствие представителей ООО "Новострой", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/42644/17 от 23.08.2017),
рассмотрев жалобы ООО "Новострой" (далее - Заявитель) на действия ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт отделения вирусологии (Закупка N 0373100011817000020) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.08.2017 NМГ/42644/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к составу вторых частей заявок.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в п.13 информационной карты аукционной документации установлено требование требование к составу вторых частей заявок, а именно:
- Копию Лицензии МЧС, на право осуществления монтажных и ремонтных работ, а также техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности в зданиях и сооружениях различных по назначению.
- Копию свидетельства о включении субъектов предпринимательской деятельности, являющихся членами саморегулируемой организации "РАПМЕД".
- Копию лицензии на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну", что ограничивает количество участников закупки, поскольку являясь членом СРО участник имеет возможность привлечь субподрядную организацию с наличием лицензии МЧС, членством саморегулируемой организации.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации..
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
При этом, на основании ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе и Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность установления требований к конкретной саморегулируемой организации, в которой должны состоять участники закупки.
На основании п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в частности деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, при этом в аукционной документации не установлено требование о наличии у участника закупки вышеуказанной лицензии.
При этом, при осуществлении закупки строительных работ с работами по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий, с целью недопущения ограничения количества участников закупки, заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования о наличии лицензии на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Вместе с тем, заказчик вправе установить требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчика после заключения государственного контракта, таким образом, субподрядчики, привлекаемые в ходе исполнения государственного контракта обязаны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе иметь соответствующие лицензии на осуществляемый вид деятельности, если такие требования установлены Законом о лицензировании.
Также представитель Заказчика затруднился пояснить, при выполнении каких работ предусмотренных техническим заданием будут использованы сведения, составляющие государственную тайну.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в аукционной документации требование о предоставлении во второй части заявки на участие в аукционе копию лицензии МЧС, на право осуществления монтажных и ремонтных работ, а также техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности в зданиях и сооружениях различных по назначению, копии свидетельства о включении субъектов предпринимательской деятельности, являющихся членами саморегулируемой организации исключительно "РАПМЕД", а также копии лицензии на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя в проекте контракта не определены существенные условия в части его срока действия.
Согласно с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Комиссией Управления установлено, что в п. 4.1 проекта контракта указано следующее: "Срок выполнения Контракта Исполнителем: "___"_________ 2017 г".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что отсутствие указания на срок действия контракта нарушает права участников закупки, поскольку имеет определяющее значение для условия банковской гарантии по сроку ее действия.
Таким образом, вышеуказанные положения проекта контракта, в нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, не определены Заказчиком.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта и информационной карте установлены различные сроки оплаты выполненных работ.
В силу ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В своей жалобе Заявитель указывает, что в п.8 информационной карты аукционной документации Заказчика указано следующее: "Источник финансирования, форма, срок и порядок оплаты: Федеральный бюджет Безналичный расчет. Оплата производится Заказчиком за фактические оказанные Услуги в течение 30 (десяти) банковских дней", а также в п.3.5 проекта государственного контракта указано следующее: "Окончательный расчёт по настоящему Контракту Заказчик производит оплату после приемки результатов оказанных Услуг в течение 30 (тридцати) календарных дней, а в случае нанесенного Исполнителем ущерба и/или вреда Заказчику и/или третьим лицам, до момента возмещения (компенсации) ущерба Исполнителем, на основании подписанного уполномоченными представителями Сторон и утвержденного Заказчиком Актов приемки-сдачи оказанных Услуг, подписанных форм КС-2 и КС-3, предоставленных исполнительных документаций, паспортов, сертификатов и заключений (в соответствии с приложением N 3 и условий Контракта). Возможна поэтапная оплата", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку не предоставляется возможным определить срок оплаты выполненных работ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, при этом пояснил, что при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка.
Таким образом, вышеуказанные положения проекта контракта и информационной карты нарушают положения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" на действия ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.3 ст.96, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее, в рамках рассмотрения жалобы ООО "Перспектива" по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N2-57-10212/77-17 от 28.08.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии И.С. Максимов
З.У. Несиев
Исп.: Максимов И.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 августа 2017 г. N 2-57-10242/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2018