Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "РНИМУ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России: А.В. Зайцева, О.А. Бабановой, Б.П. Проживина,
ООО "КОНВЕРТЕР": А.А. Первакова,
рассмотрев жалобу ООО "КОНВЕРТЕР" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "РНИМУ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтового оборудования в 2018 году для нужд обособленного структурного подразделения институт педиатрии им. Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России (Закупка N0373100108217000583) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждений положений аукционной документации в нарушении законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/1734/18 от 16.01.2018 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к показателям товаров, которые не определяют характеристики, позволяющие установить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В технической части аукционной документации Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- В п. 9 "Трос привода дверей" установлены требования: "Тип троса по виду покрытия поверхности проволок в нем", "Тип троса по точности изготовления", "Способ изготовления троса", "Марка стали", "Массовая доля элементов, входящих в химический состав стали", "Твердость проката", "Временное сопротивление", "Предел текучести", "Относительное удлинение и сужение", "Категория проката", "Группа стали". При этом, в соответствии с ГОСТ 3077-80 "Канат двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х19(1+9+9)+1 о.с. Сортамент" основными параметрами троса привода дверей, указываемых в условном обозначении товара являются диаметр, назначение, марка, свивка, раскручивающийся или нераскручивающийся, маркировочная группа.
- В п. 23 "Ремни приводные" установлены требования: "Конструкция", "Материал изготовления тканевой прокадки", "Прочность ширины прокладки", "Номинальная прочность прокладки по утку", "Относительное удлинение по основе при нагрузке 10% номинальной прочности образца", "Прочность связи при расслоении между прокладками", "Резиновая прослойка", "Категория ремня". При этом, согласно ГОСТ 1284.1-89 "Ремни приводные клиновые нормальных сечений. Основные размеры и методы контроля" основными характеристиками товара являются сечение, расчетная длина, класс.
- В п. 22 "Пружина тормоза" установлены требования: "Наружный диаметр пружины", "Толщина пружины (толщина холоднокатаной ленты)", "внутренний диаметр пружины", "Максимальная деформация", "Способ изготовления", "Точность изготовления по ширине и по толщине", "Тип ленты по виду поверхности", "Тип ленты по виду кромок", "Тип ленты по виду обработки", "Марка стали, из которой изготавливаются пружины", "Массовая доля элементов, входящих в химический состав стали", "Временное сопротивление холоднокатаной ленты", "Относительное удлинение холоднокатаной ленты", "Твердость материала готовых пружин", "Номер пружины". При этом, согласно ГОСТ 3057-90 "Пружины тарельчатые. Общие технические условия" основными характеристиками пружин тормоза являются тип и класс пружины, группа точности, размеры, покрытие.
По мнению Заявителя, установленные Заказчиком требования к товарам не позволяют определить потребность Заказчика, поскольку не отражаются основные характеристики таких товаров, что также препятствует формированию ценового предложения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель также обжалует установление заказчиком в требованиях к товару п. 10 "Олифа оксоль", которые дублируют характеристики товара, в частности такие, как "Цветное число", "Кислотное число", "Массовая доля фосфорсодержащих веществ в пересчете на стеароолеолецитин", "Массовая доля фосфорсодержащих веществ в пересчете на Р2О5", "Йодное число", "Сорт" и т.д.
Комиссией Управления установлено, что в п. 10 "Олифа оксоль" Заказчиком установлены следующие требования: "Марка", "Цвет по йодометрической шкале", "Растворитель для олифы", "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0 _ 0,5) °С", "Кислотное число", "Массовая доля нелетучих веществ", "Время высыхания до степени 3 при температуре (20 _ 2) °С", "Температура вспышки в закрытом тигле", "Температура вспышки растворителя в закрытом тигле", "Температура вспышки растворителя в открытом тигле", "Температура самовоспламенения растворителя", "Температура воспламенения растворителя", "Температурные пределы воспламенения (диапазон)", "Масло, используемое при изготовлении олифы", "Характеристика подсолнечного масла(нерафинированного):", "Цветное число", "Кислотное число", "Массовая доля нежировых примесей", "Массовая доля фосфорсодержащих веществ в пересчете на стеароолеолецитин", "Массовая доля фосфорсодержащих веществ в пересчете на Р2О5", "Массовая доля влаги и летучих веществ", "Перекисное число", "Сорт", "Характеристика льняного масла (нерафинированного):", "Цветное число", "Кислотное число", "Массовая доля нежировых примесей (отстоя по массе)", "Массовая доля влаги и летучих веществ", "Массовая доля фосфорсодержащих веществ в пересчете на стеароолеолецитин", "Массовая доля фосфорсодержащих веществ в пересчете на Р2О5", "Йодное число", "Массовая доля золы", "Сорт", "Характеристика конопляного масла (нерафинированного):", "Прозрачность", "Цвет", "Кислотное число", "Содержание влаги и летучих веществ", "Массовая доля не жировых примесей", "Массовая доля фосфорсодержащих веществ в пересчете на стеароолеолецитин", "Массовая доля фосфорсодержащих веществ в пересчете на Р2О5", "Массовая доля общей золы", "Йодное число", "Содержание неомыляемых веществ", "Сорт".
Таким образом, указанные Заявителем характеристики не являются дублирующими, а характеризуют различные виды масла, используемого при изготовлении олифы, которые могут иметь различные значения таких показателей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Заявитель указывает, что Заказчиком к товару п. 22 "Пружина тормоза" установлено требование о соответствии ГОСТ 18793-80 "Пружины сжатия. Конструкция и размеры", а также установлено требование: "Номер пружины: 001, 003-005, 008", при этом, указанный ГОСТ не предусматривает таких номеров пружин. А также, не указано, какое количество каждого номера необходимо к использованию при оказании услуг.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что в требованиях к указанному товару установлено соответствии трем ГОСТ, а именно: ГОСТ 18793-80, ГОСТ 13765-86, ГОСТ 3057-90, поскольку обслуживаю подлежат 15 лифтов, на которых используются разные типы пружин. При этом, Заказчиком в аукционной документации установлено предельное количество пружин, которые могут быть заменены при выполнении работ, конкретное количество типов и количества каждого типа пружин будет определено после регламентного осмотра механизмов лифтов. При этом, указанные номера пружин регламентированы ГОСТ 3057-90.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Заявитель также обжалует установление в требованиях к товарам значений характеристик, позволяющих указать значения значения, соответствующие требованиям аукционной документации, но противоречащие ГОСТ, в частности:
- В п. 3 "Смазка" установлены требования: "Температура каплепадения: не ниже 130°С", "Пенетрация при 25 °С: Не менее 175", "Гарантийный срок хранения смазки в таре изготовителя: С даты изготовления не менее 5 лет".
При этом, согласно ГОСТ 21150-87 "Смазка Литол-24. Технические условия" температура каплепадения, °С, не ниже 185, пенетрация при 25 °С 220-250, гарантийный срок хранения смазки - 5 лет со дня изготовления.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в инструкции к заполнению первой части заявки установлены правила чтения символов "тире", "дефис", "-", при этом, Заявитель указывает, что не ясно как отличить эти символы друг от друга, что препятствует формированию заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что в инструкции к заполнению первой части заявки Заказчиком установлено следующее: "символ (тире, дефис) диапазон допустимых значений, из которого необходимо указать конкретное, включая пограничные показатели, значение "-", "_" обозначает интервал значений, среди которых нужно указать конкретное".
Таким образом, символы "тире", "дефис", "-" являются идентичными и указывают на необходимость предоставления в составе заявки конкретного значения.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
6. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком опубликованы разъяснения положений аукционной документации, которые меняют суть аукционной документации.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно доводам Заявителя, Заказчику поступил запрос на разъяснение положений аукционной документации, на которые Заказчиком ответов на запрос разъяснений N 638602 от 10.01.2018 даны следующие разъяснения: "знак препинания "запятая" считать верным "если значение характеристики (наименования, свойства) товара перечисляются через запятую, а в окончании перечисления стоит союз "или", то необходимо выбрать один из перечисляемых вариантов значений характеристик (наименования, свойства) товара, в остальных случаях перечисление значений характеристик (наименований, свойств) товара через запятую следует воспринимать как необходимость указания всех перечисленных значений характеристик (наименований, свойств) товара, если в случае перечисления значений характеристик (наименований, свойств) товара через запятую, а в окончании перечисления стоит союз "и" то необходимо указать все перечисленные значения характеристик (наименований, свойств) товара".
Вместе с тем, в соответствии с инструкцией к заполнению первой части заявки знак препинания "запятая" означает слово "или".
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что размещенные Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок разъяснения положений аукционной документации изменяют суть документации в нарушение ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
7. Также Заявитель указывает, что из положений аукционной документации невозможно определить объем (количество) каждого вида поставляемых материалов, так как в каждой позиции товара указано по несколько типов, групп, марок, видов и т. д., в частности по поз 23. - требуется 3 типа мыла, поз 7. - требуется 7 марок масла, поз 9, 10 - требуется 2 марки, поз 12 - требуется 5 марок краски и т. д.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в Извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Комиссией Управления установлено, что в технической части аукционной документации Заказчиком установлено конкретное количество, объем необходимых к использованию при оказании услуг товаров, при этом, при оказании услуг, исполнитель самостоятельно определяет необходимое количество каждого вида товара, которое необходимо для качественного оказания услуг, предусмотренных контрактом, в пределах установленного Заказчиком общего требуемого количества.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что установление требований подобным образом препятствует формированию заявки на участие в электронном аукционе и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Также, Комиссией Управления установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 18.01.2018 N0373100108217000583-1 на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, при этом выявленные нарушения Заказчика при формировании аукционной документации не послужили основанием отклонения заявок участников.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КОНВЕРТЕР" на действия ФГБОУ ВО "РНИМУ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России обоснованной в части установления избыточных требований к товарам, не определяющих основные характеристики товаров; установления требований к товарам, позволяющие указать значения показателей, не соответствующие ГОСТ; размещения разъяснений положений аукционной документации, меняющих суть такой документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1, 2 ст. 33, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии Е.И. Ушкова
Е.А. Миронова
Исп. Ушкова Е.И. (495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 января 2018 г. N 2-57-523/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2018