Резолютивная часть объявлена 16.01.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 19.01.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Вшивцев А.Н. по доверенности NИсх-3580-15/Общ от 26.10.2016;;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "СИД-СТРОЙ" (ИНН 8602274420, ОГРН 1178617000055) от 09.01.2018 N14-ж на действия Заказчика - БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Педагогический колледж корпус N 2", расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 5А" (извещение N0187200001717001381) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
омоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, сформировавших описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
1. В составе аукционной документации размещены файлы "ЛС N 02-01-01. Корпус 2", "ЛС N 02-01-02. Блок А" в которых установлены требования к товарам.
Вышеуказанные файлы сформированы с нарушением Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
Согласно п.1, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В п. 3 письмо Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано, "_ при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Предметом аукциона является Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Педагогический колледж корпус N 2", расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 5а"
В файле "ЛС N 02-01-01. Корпус 2" Заказчиком установлены излишние требования к товару, испытания товара, и показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, а именно:
п. 8, 11, 42, 111 "Пленка пароизоляционная 3-х слойная полиэтиленовая с армированным слоем из полиэтиленовых поло":
Паропроницаемость, г/м2/24 ч 40,98.
Прочность, прод./попер.в H/5 см от 230/200.
Растяж., прод./попер., % не менее 25/20.
п. 26 "Водоизоляционная, паропроницаемая самоклеящаяся лента":
Водопоглощение, %, не более 0,2.
Прочность связи при отрыве,МПа, не менее: От бетона с грунтом, от стали 0,1. Сопротивление паропроницанию, мг/(м2.ч.Па) , не менее 2,0.
Сопротивление отслаиванию(адгезионная прочность), кгс/см2, не менее - от бетона, металла, дерева, ПВХ 0,3.
Сопротивление текучести мм, не более 2,0
Водонепроницаемость, 600 Па в течение 72 ч.
Отсутствие признаков проникновения воды
п. 27 "Лента ПСУЛ":
Условная прочность при растяжении не менее , кПа 60.
Относительное удлинение при разрыве, %, не менее 15.
Время восстановления формы (толщины) ленты до значения рабочего расширения при температуре плюс 20 °С, мин От 10 до 60.
Коэффициент теплопроводности при температуре минус 20 °С*, Вт/(м · К) 0,06 - 0,07. Сопротивление сжатию при 50 %-ной деформации, кПа, не менее 2,5.
Водопоглощение поверхности, % по объему, не более 4.
водонепроницаемость, Па, более 200.
Коэффициент паропроницаемости, мг/м · ч · Па, не менее 0,14.
Теплостойкость, °С, не ниже 80.
п. 46 "Состав огнезащитный":
Вязкость по Суттарду см 10-12
п. 68 "Клей для приклеивания минеральной ваты":
Расход при приклеивании фасадных плит из минеральной ваты не менее 4 кг/м2.
Расход при приклеивании ламельных плит из минеральной ваты не менее 5 кг/м2.
Температура применения в диапазоне не менее от +5 до +25°C
Пропорции смеси 4,8 - 5,3 литра значение не изменяемое воды на не менее 25 кг значение не изменяемое.
Насыпная плотность от 1,45 кг/дм3
п.91 "Болты с гайками и шайбами строительные":
Механические свойства болтов:
Временное сопротивление в диапазоне не более, нижняя граница диапазона не более 800 Н/мм2 значение не изменяемое верхняя граница диапазона не более 1275 Н/мм2. значение не изменяемое.
Механические свойства гаек:
Напряжение от испытательной нагрузки не менее 1075 Н/мм2 значение не изменяемое или не менее 1245 Н/мм2 или не менее 1128 Н/мм2. значение не изменяемое
П. 102 "Смесь сухая для заделки швов водостойкая"
Насыпная плотность сухой смеси не менее 0,85 и не более 1,05 кг/дм3.
Количество воды затворения в пределах не менее 0,5 и не более 0,75 л на 2 кг сухой смеси. Плотность смеси готовой к применению в диапазоне не менее 1,65 и не более 1,85 кг/дм3.
В файле "ЛС N 02-01-02. Блок А" Заказчиком установлены излишние требования к товару, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, а именно:
п. 8, 10, 32 "Пленка пароизоляционная 3-х слойная полиэтиленовая с армированным слоем из полиэтиленовых поло":
Паропроницаемость, г/м2/24 ч 40,98.
Прочность, прод./попер.в H/5 см от 230/200.
Растяж., прод./попер., % не менее 25/20.
п. 36 "Состав огнезащитный:":
Плотность кг/м3 не менее 1300
п. 54 "Окно ПВХ"
Приведенное сопротивление теплопередаче в диапазоне не менее 0,50 не более 0,70 м2 С/ВТ
п. 81 "Эмаль"
Массовая доля нелетучих веществ, %, для эмалей: в диапазоне не более 70 не менее 57.
Данные параметры товаров можно установить только при наличии товара и проведении испытаний, но Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
ДАННЫЙ ДОВОД подтверждается решениями Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 08.02.2017 по делу N 2-57-1347/77-17, от 05.08.2016 по делу N 2-57-8359/77-16, от 03.10.2016 по делу N 2-57-11035/77-16.
2. В соответствии со статьей 64 Закона о контрактной системы:
1. Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Таким образом, Заказчик намеренно вводит в заблуждение Участников закупки, так как объединяет обоснование начальной (максимальной) цены контракта и описание объекта закупки в один файл. Кроме того, локальный сметный расчет не является требованием к товарам, так как служит только для обоснования начальной цены, в него входят стандартные расценки и работы. Тем самым заказчик намеренно вводит в заблуждение Участников закупки, так как отсутствует полноценное описание объекта закупки.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Педагогический колледж корпус N 2", расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 5А" (извещение N0187200001717001381) размещены на официальном сайте единой информационной системы 16.11.2017.
В соответствии с требованиями пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что доводы и документы, подтверждающие доводы Заявителя о том, что в аукционной документации установлены требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, Заявителем не представлены.
На основании вышеизложенного, нарушения законодательства о контрактной системе по доводам Заявителя, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Из системного толкования приведенных норм следует, что законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Ни Закон о контрактной системе, ни иные нормативные правовые акты не дают определения понятий "аукционная документация в электронной форме", "Техническое задание" и не определяют формы "документации об аукционе в электронной форме", в том числе "технического задания" или "описание объекта закупки". Вместе с тем, Законом о контрактной системе установлены императивные требования к содержанию аукционной документации и правилам описания объекта закупки.
Таким образом, из системного толкования нормативно правовых актов регулирующих проведение закупок следует, что заказчик самостоятельно определяет форму аукционной документации, в том числе описание объекта закупки, с учётом императивных требований статьи 33 Закона о контрактной системе.
Применительно к рассматриваемой ситуации локальный сметный расчет является описанием объекта закупки, и является составной частью аукционной документации в электронной форме, содержащей требования предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления пришла к выводу, что законодательство о контрактной системе не содержит, какую либо унифицированную форму изложения описания объекта закупки обязательную для применения заказчиками.
Более того, анализируя содержания данного понятия применительно к ремонтным работам, с учётом положений статей 740, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации Комиссия Управления пришла к выводу, что описание объекта закупки (Техническое задание) представляет собой перечень работ подлежащих выполнению, их объём и другие, предъявляемые к работам требования. Локально-сметные расчеты, являющиеся в данном случае описанием объекта закупки, и входящие в состав аукционной документации содержат перечень работ подлежащих выполнению (содержание и наименование работ), их объем, максимальные и (или) минимальные значения показателей используемых при выполнении работ товаров и другие, предъявляемые к работам требования.
Следовательно, локально-сметные расчеты, являясь описанием объекта закупки, совместно с остальной частью документации об аукционе, размещенной на официальном сайте, позволяют определить соответствие выполняемых работ потребностям заказчика. Доказательств обратного Заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного, нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СИД-СТРОЙ" (ИНН 8602274420, ОГРН 1178617000055) от 09.01.2018 N14-ж на действия Заказчика - БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Педагогический колледж корпус N 2", расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 5А" (извещение N0187200001717001381) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 января 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2018