Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Захарова О.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" - Летова А.В. (доверенность N 61/1-д от 22.12.2017), Морозковой О.А. (доверенность N 35-д от 25.09.2017), Затонского М.А. (доверенность 61/2-д от 22.12.2017;
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "ПИЛЕ Констракшн" - надлежащим образом уведомлен о времени и месте заседания Комиссии, своих представителей на рассмотрение жалобы не направил,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПИЛЕ Констракшн" (юридический адрес: 121108, г. Москва, ул. Кастанаевская, д. 62; далее - ООО "ПИЛЕ Констракшн") на действия государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее - ФКУ Упрдор "Россия") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта комплексную замену элементов обустройства автомобильных дорог на 2018 год. Замена акустических экранов на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург км 42+350 - км 56+270, Московская область извещение N 0336100012517000138 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 22.12.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
11.01.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ПИЛЕ Констракшн") на действия государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта комплексную замену элементов обустройства автомобильных дорог на 2018 год. Замена акустических экранов на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург км 42+350 - км 56+270, Московская область, (извещение N 0336100012517000138, дата размещения на официальном сайте - 22.12.2017) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
1. В Приложении N 4 к документации об электронном аукционе (Требования к показателям, товаров используемых при выполнении работ) (далее - Приложении N 4) государственным заказчиком установлены требования к товару "Панель перфорированная шумопоглощающая", а именно: "Тип крепления: Z-Lock", "Площадь перфорации к общей площади панели: не менее 21%", "Рисунок перфорации панели: Rv 4-6". По мнению подателя Жалобы данные требования являются излишними и влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2. Также, по мнению ООО "ПИЛЕ Констракшн" государственным заказчиком установлены требования к показателем товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, например по товару "Проволока стальная общего назначения" установлен показатель "Относительное удлинение: не менее 15 %", а по товару "Панель перфорированная шумопоглощающая" показатель "Площадь перфорации к общей площади панели: не менее 21%".
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке сведения о товаре, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытания товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть определены заранее, ограничивает конкуренцию, поскольку чтобы подать заявку участник закупки должен иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с Приложением N 4.
3. Кроме того, по мнению подателя Жалобы в техническом задании содержатся требования о соответствии товара недействующим строительным нормам и правилам (далее - СниП), а именно СНиП 2.03.11-85 и СНиП 2.01.07-85.
Таким образом, по мнению ООО "ПИЛЕ Констракшн" государственный заказчик при описании объекта закупки ограничил количество участников закупки и нарушил Закон о контрактной системе.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать государственному заказчику предписание о устранении нарушений.
Государственный заказчик - ФКУ Упрдор "Россия" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 164 от 16.01.2018 Новгородского УФАС России) суть которых сводится к следующему.
1. Крепление типа "Z-Lock" является одним из самых распространенных элементов надежного соединения акустических панелей между собой, данная технология применяется не только для крепления панелей акустического экрана, но и в других отраслях. Кроме того указанный тип крепления обеспечит замену существующих экранов на аналогичные.
Рисунок Rv 4-6 является одним из самых распространенных рисунков перфорации на рынке металлической продукции. Rv - круглая перфорация со смещенными рядами отверстий, где 4 -диаметр отверстий, а 6 - шаг смещения. Указанный рисунок применен на ранее установленных панелях и необходим для единообразия.
2. Требование к стальной проволоке общего назначения установлено в соответствии с пунктом 2.2 ГОСТ 3282-74 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия". Согласно таблице 2 вышеуказанного ГОСТ 3282-74 относительное удлинение для проволоки стальной общего назначения без покрытия диаметром от 0,16 до 10,0 мм включительно, составляет не менее 15%.
3. Утверждение, что в техническом задании имеются ссылки на недействующие СНиП, также необоснованно, т.к. Свод правил СП 20.1333.2016 "Нагрузки и воздействия" является актуализированной редакцией СНиП 2.01.07-85, а СП 28.13330.2012 "Защита строительных конструкций от коррозии" является актуализированной редакцией СНиП 2.01.07-85.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В ноябре 2017 - январе 2018 года государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" проводится осуществление закупки путем электронного аукциона на право заключения государственного контракта комплексную замену элементов обустройства автомобильных дорог на 2018 год. Замена акустических экранов на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург км 42+350 - км 56+270, Московская область (начальная (максимальная) цена контракта - 135 398 673 рубля 00 копеек).
Документация об электронном аукционе (в последней редакции) утверждена 14.11.2017 заместителем начальника ФКУ Упрдор "Россия" В.Ю.Гарновым.
1. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом устанавливая такие требования заказчик также должен учитывать положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе о том, что документация об аукционе не может содержать требования к товарам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России N ИА/44536/16 от 01.07.2016, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287.
В Приложении N 4 государственным заказчиком установлены требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ. По товарам "Панель ударопрочная шумозащитная" и "Панель перфорированная шумопоглощающая" среди прочих установлены показатели: "Площадь перфорации к общей площади панели", "Рисунок перфорации панели: Rv 4-6", "Тип крепления: Z-Lock". Изучив Документацию, Комиссия приходит к выводу, что данные требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, указаны заказчиком в Приложении N 4 надлежащим образом, не противоречат действующим ГОСТам и соответствуют его действительным потребностям.
Так, пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно Приложению N 4 товары "Панель ударопрочная шумозащитная" и "Панель перфорированная шумопоглощающая" должны соответствовать ГОСТ 32957-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Экраны акустические. Технические требования", ГОСТ 32958-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Экраны акустические. Методы контроля".
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ 32957-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Экраны акустические. Технические требования" настоящий стандарт устанавливает минимально необходимые технические требования к акустическим экранам на этапе их проектирования, изготовления, монтажа и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям. При этом не ограничивается право производителей на добровольной основе устанавливать дополнительные или более строгие требования к акустическим экранам.
Согласно пункту 5.1.2 ГОСТ 32957-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Экраны акустические. Технические требования" заказчики, проектировщики и производители акустических экранов могут расширять и конкретизировать перечень технических требований, которые устанавливают в технических условиях и в утвержденной проектной документации и/или стандарте организации.
Таким образом, установление заказчиком требований к значениям показателей акустических панелей (тип крепления, рисунок и площадь перфорации) не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и соответствует государственному стандарту. Также указанные характеристики товаров не направлены на ограничение количества участников закупки, поскольку не указывают на какого-либо поставщика или производителя акустических панелей.
Так, "Тип крепления: Z-Lock" является общепринятым обозначением типа крепления, не является товарным знаком и не указывает на фирменное наименование определенного производителя. Данный вид крепления используется в различных видах продукции, таких как сэндвич-панели, ламинатная доска, кровельная черепица и другие. Кроме, того как на рассмотрении Жалобы пояснили представители государственного заказчика, данный тип соединения используется на уже имеющихся (установленных на участках дороги) панелях и необходим для частичной их замены.
Рисунок перфорации панели: "Rv 4-6" также является общепринятым обозначением типа рисунка, где Rv - круглая перфорация со смещенными рядами отверстий, где 4 -диаметр отверстий, а 6 - шаг смещения. Как следует, из пояснений государственного заказчика, планируется частичная замена поврежденных панелей, и в целях соблюдения единообразия, необходимы панели именно с таким рисунком перфорации.
Согласно, Стандарту Государственной компании "Автодор" СТО Росавтодор 2.9-2014, утвержденного приказом Государственной компании "Российские автомобильные дороги" от 16.09.2014 N 193, коэффициент перфорации для звукопоглощающих панелей акустического экрана составляет не менее 30 %. Как пояснили представители государственного заказчика в данный момент на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург км 42+350 - км 56+270, Московская область установлены акустические экраны, 30% площади которых представляют собой панели ударопрочные шумозащитные, а 70% площади панели перфорированные шумопоглащающие.
Таким образом, соответствующий довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении N 4 установлена инструкция по заполнению заявок (далее - Инструкция). Из Инструкции следует участник закупки указывает конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 4 к настоящей документации, и товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товаров при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товаров. При этом для показателей, отмеченных символом (*), участник закупки представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров либо в форме конкретных (точных) значений, либо описывая значение показателя диапазоном возможных значений.
Указанные подателем Жалобы показатели товаров, а именно:
- "Панель перфорированная шумопоглощающая" "Площадь перфорации к общей площади панели*: не менее 21%";
- "Проволока стальная общего назначения" "Относительное удлинение*: не менее 15 %",
отмечены символом (*) следовательно, в отношении данных показателей участник вправе указать не конкретные характеристики, которые становятся известны только после испытания определенной партии товара, а диапазон возможных значений в пределах, установленных действующими ГОСТ.
Указание диапазона значений не требует проведения испытаний определенной партии товара и не нарушает законные права и интересы участников закупки в части необходимости нести обременения, связанные с дополнительным исследованием характеристик строительных материалов.
Следовательно, данный довод ООО "ПИЛЕ Констракшн" также не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с Письмом Минрегиона России от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил - актуализированных СНиПов", в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил.
Свод правил СП 20.1333.2016 "Нагрузки и воздействия" является актуализированной редакцией СНиП 2.01.07-85, а СП 28.13330.2012 "Защита строительных конструкций от коррозии" является актуализированной редакцией СНиП 2.01.07-85.
Таким образом, в пункте 3.2. раздела 3 Технического задания к электронному аукциону указаны ссылки на СНиПы, которые являются основополагающими документами в части классификации степени агрессивности окружающей среды и определения допускаемого значения ветрового давления. Кроме того, все технические параметры, потенциально влияющие на тип применяемой продукции, в СП 20.1333.2016, СП 28.13330.2012 остались идентичными параметрам указанным в СНиП 2.01.07-85 и СНиП 2.01.07-85.
Следовательно данный довод, также не нашел своего подтверждения, а сама Жалоба является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки нарушений законодательства о контрактной системе в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" не установлено.
Руководствуясь статьями 8, 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ПИЛЕ Констракшн" (юридический адрес: 121108, г. Москва, ул. Кастанаевская, д. 62) на действия государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на комплексную замену элементов обустройства автомобильных дорог на 2018 год. Замена акустических экранов на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург км 42+350 - км 56+270, Московская область извещение N 0336100012517000138 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 22.12.2017, необоснованной.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии О.А. Захарова
А.Т. Иванов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 17 января 2018 г. N 165/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2018