Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Михайлов С.О. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления;
Скорокиржа Д.М. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" - "_."
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Энерго Строительная Компания" - надлежащим образом уведомлен о времени и месте заседания Комиссии, своих представителей на рассмотрение жалобы не направил,
рассмотрев жалобу - Общества с ограниченной ответственностью "Энерго Строительная Компания" (188641, Ленинградская обл., Всеволжский р-н, г. Всеволжск, ул. Приютинская, д. 13, лит. А, 1 этаж, пом. 2; 199004, г. Санкт-Петербург, В.О., 5-линия, д. 32, лит. А; далее - ООО "ЭСКО") на действия государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее - ФКУ Упрдор "Россия") при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 418+000 - км 432+000, Новгородская область, извещение N 0336100012517000143 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 28.12.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
12.01.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭСКО" на действия государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 418+000 - км 432+000, Новгородская область, извещение N 0336100012517000143 о проведении которого было размещено на официальном сайте 28.12.2017 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушениями статьи 33 Закона о контрактной системе. В Приложении N 4 к документации об электронном аукционе (Требования к показателям, товаров используемых при выполнении работ) (далее - Приложение N 4) государственным заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) результатам испытаниям товара (щебень из природного камня для строительных работ, материалы для дорожной разметки, песок для строительных работ, дробленый песок), значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке сведения о товаре, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытания товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть определены заранее, ограничивает количество участников закупки, поскольку чтобы подать заявку участник закупки должен иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с Приложением N 4.
Таким образом, по мнению ООО "ЭСКО" государственный заказчик при описании объекта закупки ограничил количество участников закупки и нарушил Закон о контрактной системе.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать жалобу обоснованной.
Государственный заказчик - ФКУ Упрдор "Россия" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 201 от 17.01.2018 Новгородского УФАС России) суть которых сводится к следующему.
Согласно Инструкции по заполнению заявки для показателей, отмеченных символом (*), значения которых не являются статичными величинами, участник закупки представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров либо в форме конкретных (точных) значений, либо описывая значение показателя диапазоном возможных значений. Возможность указать диапазонные значения не может ограничивать участников и не требует проведения испытаний определенной партии товара.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В декабре 2017 года - январе 2018 года государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 418+000 - км 432+000, Новгородская область, извещение N 0336100012517000143 о проведении которого было размещено на официальном сайте 28.12.2017 (начальная (максимальная) цена контракта - 885 696 450 рубля 00 копеек).
Документация утверждена 14.12.2017 заместителем начальника ФКУ Упрдор "Россия" - "_."
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом устанавливая такие требования заказчик также должен учитывать положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе о том, что документация об аукционе не может содержать требования к товарам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России N ИА/44536/16 от 01.07.2016, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении N 4 установлена инструкция по заполнению заявок (далее - Инструкция). Из Инструкции следует участник закупки указывает конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 4 к настоящей документации, и товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товаров при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товаров. При этом для показателей, отмеченных символом (*), участник закупки представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров либо в форме конкретных (точных) значений, либо описывая значение показателя диапазоном возможных значений.
Указанные подателем Жалобы показатели товаров, а именно:
- Дробленый песок (допустимое содержание зерен крупностью свыше 8 мм, допустимое содержание зерен крупностью свыше 4 мм, допустимое содержание зерен крупностью менее 0,125 мм, содержание пылевидных и глинистых частиц),
- Щебень из природного камня для строительных работ (содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, содержание зерен слабых пород),
- Материалы для дорожной разметки (коэффициент яркости, плотность, время отверждения до степени 3);
- Песок для строительных работ (содержание зерен крупностью свыше 10 мм, содержание зерен крупностью свыше 5 мм, содержание зерен крупностью менее 0,16 мм, содержание пылевидных и глинистых частиц, модуль крупности),
отмечены символом (*), следовательно, в отношении данных показателей участник вправе указать не конкретные характеристики, которые становятся известны только после испытания определенной партии товара, а диапазон возможных значений в пределах, установленных действующими ГОСТ.
Указание диапазона значений не требует проведения испытаний определенной партии товара и не нарушает законные права и интересы участников закупки в части необходимости нести обременения, связанные с дополнительным исследованием характеристик строительных материалов.
Следовательно, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.
При установленных обстоятельствах Комиссия Новгородского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушения правил описания объекта закупки и ущемления прав и законных интересов участников аукциона.
Также, в результате проведения внеплановой проверки нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" не установлено.
Руководствуясь статьями 8, 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Энерго Строительная Компания" (188641, Ленинградская обл., Всеволжский р-н, г. Всеволжск, ул. Приютинская, д. 13, лит. А, 1 этаж, пом. 2; 199004, г. Санкт-Петербург, В.О., 5-линия, д. 32, лит. А) на действия государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5) при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 418+000 - км 432+000, Новгородская область, извещение N 0336100012517000143 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 28.12.2017, необоснованной.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии С.О. Михайлов
Д.М. Скорокиржа
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 18 января 2018 г. N 187/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2018