Резолютивная часть решения оглашена 23 января 2018 года Решение изготовлено в полном объеме 26 января 2018 года. На заседании производилась аудиозапись. |
|
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание - заместителя начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Юркиной Н.Ю. - заместитель председателя Комиссии,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Васильева В.В.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Варава В.Ю.,
при участии представителя от Заказчика -Ходова В.В. (доверенность б/н от 14.07.2017 года) и представителя от уполномоченного органа Щербакова С.В.,
в отсутствии представителя Заявителя, уведомлен надлежащим образом, на заседание не явился,
рассмотрев жалобу ООО "Изидолг" на положения документации об аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Грызавино-Малая Губа на участке км 3+300 - км 7+500 в Островском районе Псковской области (идентификационный номер: 1142-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000317001059), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
21 декабря 2017 года уполномоченным органом по заданию Заказчика объявлен электронный аукцион на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Грызавино-Малая Губа на участке км 3+300 - км 7+500 в Островском районе Псковской области (идентификационный номер: 1142-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000317001059).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 21.12.2017 12:44.
Начальная (максимальная) цена контракта - 28 650 722,00 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 18.01.2018 09:00.
17 января 2018 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N45з от 17 января 2018 года).
Рассмотрение жалобы состоялось 23 января 2018 года в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх. N45з от 17.01.2017года).
1. Документация об аукционе не содержит требования к участникам закупки о членстве в СРО;
2. В документации об аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые содержат указания на химический состав, что не позволяет сформировать заявку на участие в аукционе;
3. В проекте контракта не установлен срок приемки работ.
Представитель Заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы, сообщили следующее (возражения на жалобу, в материалах дела, NГЗ-21-0007 от 22.01.2018 года, и б/н от 22.01.2018 года).
Объектом закупки являются работы по ремонту дороги, которые не относятся к капитальному ремонту, в связи с этим, требование о членстве участника закупки в СРО не установлено.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены в соответствии с ГОСТами, а инструкция для участников закупки содержит указания на то, каким образом должно быть указано в заявке участника.
Пункт 9.3 проекта контракта содержит срок приемки работ, в течении 5 рабочих дней.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее:
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Частью 1 статьи 16 Закона об автомобильных дорогах установлено, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Капитальный ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги (пункт 10 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
Ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (пункт 11 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Комплекс работ, указанных в Техническом задании документации об аукционе соответствует разделу II Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог приказа Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года N402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
Проанализировав документацию об аукционе, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что указанные в техническом задании работы относятся к капитальному ремонту, а, следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться членство в саморегулируемой организации, что подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, предусмотренной формой, утвержденной Приказом Ростехнадзора N58.
Следовательно, указанные выше действия Заказчика не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и содержат признаки нарушения части 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что все требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены на основании технических регламентов, применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий изготовителей.
При этом инструкция для участников закупки, установлено, что при описании товара, используемого при выполнении работ, значения показателей товара приводятся в заявке участника закупки в соответствии с порядком указания таких значений, установленным в открытых источниках информации производителем товара или нормативными документами в сфере строительства, либо в виде одного конкретного значения показателя либо в виде диапазона значений показателя.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив документацию об аукционе, считает, что положение инструкции не содержит двусмысленных толкований и предполагает выбор характеристик товаров, используемых при выполнении работ, участником закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно пункта 9.4. проекта контракта приемка работ осуществляется Заказчиком в течение 5 рабочих дней со дня предоставления документов, указанных в пункте 9.3 Контракта, начинается с выездной проверки и завершается подписанием Сторонами актов КС-2, КС-3.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта соблюдены требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системы и довод жалобы не нашел своего подтверждения.
В ходе осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, установлены следующие нарушения:
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства от 04.02.2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности,
инновационного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и N2 к Постановлению N 99.
Согласно п. 2 Приложения N1 к Постановлению Правительства N99 в случае выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право, заключить который проводится закупка.
В извещении о проведении электронного аукциона (номер извещения: 0157200000317001059) объектом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения, в техническом задании документации электронного аукциона перечислены работы, необходимые заказчику (в том числе, устройство верхнего слоя покрытия из горячей мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси), а также установлен код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК034-2014 спорной закупки - 42.11.20.000 "Работы по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения", с начальной (максимальной) ценой контракта 28 650 722,00 рубля, что превышает 10 млн. рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Ссылка Заказчика, уполномоченного органа на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2016 по делу NАКПИ16-574 несостоятельна, поскольку в нем отсутствуют выводы относительно незаконности установления дополнительных требований к опыту работы участников закупки при выполнении строительных работ на автомобильных дорогах и улично-дорожной сети.
При этом, приказ Минтранса России от 16.11.2012 N402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" не содержит понятие текущего ремонта автомобильных дорог.
Все работы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог непосредственно связаны с обеспечением безопасности дорожного движения и различаются лишь объемом выполняемых работ.
Однако, как работы по капитальному ремонту, так и работы по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог с учетом из специфики могут выполнять только подрядные организации, обладающие опытом исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года.
Таким образом, своими действиями Заказчик нарушил часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части не установления дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыты выполнения соответствующих работ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Изидолг" обоснованной, в части не установления требований к участникам закупки.
2. Установить в действиях Заказчика - ГБУ ПО "Псковавтодор" нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 и части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание, об устранении нарушений Закона о контрактной системе, путем отмены протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 23.01.2018 N0157200000317001059-1 и внесении изменений в документацию об аукционе.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России, для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица, утвердившего документации об аукционе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание: Н.Ю. Юркина
Члены комиссии: В.В. Васильев
В.Ю. Варава
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 23 января 2018 г. N 44-4/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2018