Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 17 января 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ковалькова А.С., с участием:
от заявителя - ООО "СПЕНСЕР БИО ФАРМА" (далее также - заявитель) - представителя не направили, в жалобе просили рассмотреть последнюю в их отсутствие;
от заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (далее - заказчик) - представителя по доверенности Баланцева С.А.,
от уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области (далее - уполномоченный орган) - представителя по доверенности Волковой Л.Ю.,
от оператора электронной площадки - АО "ЭТС", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СПЕНСЕР БИО ФАРМА" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта поставку медикаментов (меропенем) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N0171200001917001685) (далее - аукцион, аукционная комиссия) и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "СПЕНСЕР БИО ФАРМА" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медикаментов (меропенем) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N0171200001917001685).
В жалобе заявитель ставит под сомнение правомерность действий аукционной комиссии уполномоченного органа в части применения последней положений постановления Правительства РФ от 30.11.2015 г. N1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 30.11.2015 г. N1289).
В связи с чем просит проверить обоснованность применения аукционной комиссией уполномоченного органа указанного выше постановления и отклонения заявки участника закупки - ООО "СПЕНСЕР БИО ФАРМА".
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, в которых указали, что аукционной комиссией уполномоченного органа правомерно применено постановление Правительства РФ от 30.11.2015 г. N1289, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Ярославской области, 22.11.2017 в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение под номером N0171200001917001685 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медикаментов (меропенем) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница".
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Исходя из пункта 7 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Частью 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установлены ограничения допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Данным постановлением также регламентировано, что подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Заказчиком в извещении о проведении аукциона в электронной форме, а также в пункте 8 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации при проведении настоящей закупки установлены ограничения допуска и условия происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. N 1289.
В пункте 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком и уполномоченным органом установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки в числе прочего сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Исходя из пункта 1 постановления от 30.11.2015 N 1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, ограничение, установленное постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 1 постановления от 30.11.2015 N 1289, в совокупности и при наличии не менее двух заявок, соответствующих положениям пункта 1 данного постановления, и содержащих документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, при этом иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного лекарственного препарата, а также о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, но не содержащие документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, подлежат отклонению.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме от 20 декабря 2017 года в аукционе в электронной форме приняло участие 3 участника закупки (ООО "СПЕНСОР БИО ФАРМА" (порядковый номер заявки N 1), ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С" (порядковый номер заявки N 3), ООО "Лукрум" (порядковый номер заявки N 2).
На заседании Комиссии Ярославского УФАС России установлено, что участник закупки - ООО "СПЕНСОР БИО ФАРМА" (порядковый номер заявки N 1), в составе второй части заявки представил в числе прочих следующие документы:
- регистрационное удостоверение N ЛСР-008460/10 от 19.08.2010;
- регистрационное удостоверение N ЛСР-001342/07 от 29.06.2007;
- декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров.
Из содержания регистрационного удостоверения N ЛСР-001342/07 от 29.06.2007 следует, что данное удостоверение выдано Спенсер Фарма Юкей Лимитед и подтверждает, что лекарственное средство с международным непатентованным наименованием "Меропенем" (торговое наименование "Меропенем Спенсер") порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг (флакон) произведено Акрон Индия Пвт. Лтд, Индия.
Из содержания регистрационного удостоверения N ЛСР-008460/10 от 19.08.2010 следует, что данное удостоверение выдано ООО "Джодас Экспоим" и подтверждает, что лекарственное средство с международным непатентованным наименованием "Меропенем" (торговое наименование "Мерексид") порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг (флакон) произведено Оксфорд Лабораториз Пвт. Лтд., Индия
В составе второй части заявки участника закупки - ЭКСТРЕМФАРМ-С" (порядковый номер заявки N 3), содержался, в том числе, сертификат о происхождении товара (форма СТ-1) N 6801144, выданный Щелковской торгово-промышленной палатой ООО "Компания "Деко", которым подтверждается, что лекарственный препарат с торговым наименованием "Меропенем-Деко" порошок для приготовления раствора для внутреннего введения 1г производителя ООО "Компания "Деко" полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в Российской Федерации.
Из содержания второй части заявки участника закупки - ООО "Лукрум" (порядковый номер заявки N 2), Комиссия Ярославского УФАС России установила, что в качестве документов, подтверждающих соответствие участника аукциона и предлагаемых им товаров условиям, запретам и ограничениям в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ данным участником закупки представлен сертификат о происхождении товара (форма СТ-1) N 6806403, выданный Союз "Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата" ОАО "Красфарма", которым подтверждается, что лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием "Меропенем" (торговое наименование "Меропенем") порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1,0 г (РУ N ЛП-000189 от 25.01.2011, изготовитель ОАО "Красфарма") полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в Российской Федерации.
При этом из содержания вторых частей 3 заявок участников закупок - (ООО "СПЕНСОР БИО ФАРМА" (порядковый номер заявки N 1), ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С" (порядковый номер заявки N 3), ООО "Лукрум" (порядковый номер заявки N 2) выявлено две заявки, соответствующие требованиям пункта 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, поскольку, во-первых, вторая часть заявки участника закупки - ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С" (порядковый номер заявки N 3) и участника закупки - ООО "Лукрум" (порядковый номер заявки N 2), содержали сертификаты о происхождении товаров (по форме СТ-1), подтверждающие страну происхождения предлагаемых данными участниками закупки к поставке товаров - Российская Федерация; во-вторых, участники закупки - ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С" (порядковый номер заявки N 3) и ООО "Лукрум" (порядковый номер заявки N 2) предлагают к поставке лекарственное средство с международным непатентованным наименованием "Меропенем" различных производителей - ООО "Компания "Деко" и ОАО "Красфарма".
Иными словами, в данном случае имеется две заявки, которые содержат предложения о поставке необходимого заказчику товара, страной происхождения которого является Российская Федерация, а также содержат предложения о поставке такого товара различных производителей: ООО "Компания "Деко" и ОАО "Красфарма".
Следовательно, в данном случае применяются требования постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 об отклонении всех заявок, содержащих предложения о поставке товаров, требующихся заказчику, включенных в перечень, но происходящих из иностранных государств.
Таким образом, заявка участника закупки (ООО "СПЕНСОР БИО ФАРМА" (порядковый номер заявки N 1), содержащая предложение о поставке лекарственного средства с международным непатентованным наименованием "Меропенем" (с торговыми наименованиями "Меропенем Спенсер" и "Мерексид"), страной происхождения которого является Индия, а не Российская Федерация, подлежит отклонению (в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 968).
Частью 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из части 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20 декабря 2017 года аукционная комиссия уполномоченного органа отклонила заявку участника закупки - ООО "СПЕНСОР БИО ФАРМА" (порядковый номер заявки N 1), "на основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление). Согласно п.8 Раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с постановлением.
Участником закупки предлагается к поставке лекарственный препарат с торговыми наименованиями "Меропенем Спенсер" и "Мерексид", страной происхождения которых является Индия. При этом на участие в аукционе подано не менее 2 заявок, которые соответствуют требованиям п.1 Постановления".
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, нарушений законодательства о контрактной системе по указанным выше основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
признать жалобу ООО "СПЕНСЕР БИО ФАРМА" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта поставку медикаментов (меропенем) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N0171200001917001685) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 января 2018 г. N 03Ж-17(409/05-02)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2018