Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 17 января 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - временно исполняющего обязанности руководителя управления Паутова И.Г., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок управления Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок управления Смирновой Т.А.,
с участием:
заявителя, индивидуального предпринимателя Садовник Игоря Романовича,
от заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие" (далее также - ГБУЗ ЯО "ЯОКГВВ - МЦ "Здоровое долголетие", заказчик), - представителя по доверенности Агаспаровой Д.Б.,
от уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - уполномоченный орган), - представителя по доверенности Цыгановой Н.Ю.,
от оператора электронной площадки, АО "ЭТС", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Садовник И.Р. на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "ЯОКГВВ - МЦ "Здоровое долголетие", и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку эндопротезов (извещение N 0171200001917001882) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя Садовник Игоря Романовича на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие", и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку эндопротезов (извещение N 0171200001917001882) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, документация о данной закупке утверждена заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок ввиду следующего.
1. По мнению заявителя, установленная в документации об электронном аукционе заказчиком и уполномоченным органом инструкция по заполнению первой части заявки не позволяется разграничить между собой конкретные и диапазонные значения показателей: не представляется, каким образом участник закупки должен толковать знаки "-" и слова "от_ до _", "не превышающий_", что является, как полагает заявитель, нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. В нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукционе отсутствуют сведения об условиях банковской гарантии, которая может быть представлена участником закупки в качестве обеспечения исполнения заявки на участие в аукционе, в то время как согласно пункту 7 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ такая информация должна содержаться в извещении о б осуществлении закупки.
3. Заказчиком и уполномоченным органом неправомерно в аукционной документации указано требование о передаче вместе с товаром набора монтажных инструментов (на безвозмездной основе), поскольку в данном случае объектом закупки является исключительно поставка эндопротезов; не определен перечень таких монтажных инструментов, состояние их качества; а проект государственного контракта не содержит условия о размере платы в связи с использованием таких инструментов, порядок и сроки их приемки-передачи, порядок пользования заказчиком инструментами, ответственность заказчика в случае утраты или гибели инструментов.
Кроме того, заявитель также не согласен с условием о том, что поставщик обязан обеспечить возможность поставки заказчику всей линейки типов размеров эндопротезов, предусмотренных производителем, а также возможность замены компонентов эндопротезов по заявке заказчика на аналогичные, но другого типоразмера при сохранении целостности упаковки.
На основании изложенного ИП Садовник И.Р. просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 19.12.2017 размещено извещение N 0171200001917001882 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку эндопротезов вместе документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Заказчиком выступило государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 32 338 974,00 руб.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
На основании подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с условиями извещения о проведении электронного аукциона N 0171200001917001882 и документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является поставка эндопротезов.
Согласно пункту 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Конкретные показатели заполняются в соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает четко характеристики предлагаемого к поставке товара. Не допускается использование слова "или".
Согласно разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчику требовались к поставке следующие товары с указанными заказчиком и уполномоченным органом характеристиками: эндопротез тазобедренного сустава бесцементной фиксации, эндопротез тазобедренного сустава гибридной фиксации, одномыщелковый эндопротез коленного сустава, эндопротез коленного сустава с сохранением задней крестообразной связки, эндопротез коленного сустава с полиэтиленовой большеберцовой платформой, замещающей функцию задней крестообразной связки, ревизионный эндопротез тазобедренного сустава, ревизионный эндопротез коленного сустава.
Из анализа содержания инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, указанной в пункте 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе, и раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе следует, что в данном случае при заполнении первой части заявки не допускается исключительно использование союза "или", при этом данный союз встречается в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе один раз: по позиции 7 "Ревизионный эндопротез коленного сустава" для показателя "Структура поверхности большеберцовых компонентов" заказчику требуется значение "Матовая, неполированная, типа "шелк" или шероховатая для увеличения площади контакта с цементом", при этом на слове "или" сделан акцент - оно выделено полужирным шрифтом, отличным от остального текста.
Таким образом, из выбранного заказчиком и уполномоченным органом толкования положений документации об электронном аукционе (инструкция по заполнению первой части заявок на участие в аукционе и раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе) представляется возможным однозначно и четко определить, что в данном конкретном случае заказчиком и уполномоченным органом под оспариваемым заявителем символам (словам) ("-", "от_ до _", "не превышающий_"), сопровождающими значения показателей (например, "от 1 до 3 винтов_", "не превышающий 10 мкм" и т.п.), понимается необходимость указания потенциальными участниками закупки в составе первой части заявки значений таких показателей в виде диапазонных значений, значение показателя, сопровождающегося союзом "или", - в виде конкретного значения. Иными словами, при разграничении, как указывает заявитель, "диапазонных значений" и "конкретных значений" показателей потенциальным участникам закупки необходимо руководствоваться наличием / отсутствием для таких показателей указания на слово "или": присутствует, соответственно, значение показателя должно быть выражено в виде конкретного значения, нет - виде диапазонного (то есть определяющим в данном случае является союз "или").
Кроме того, в случае неясности положений документации об электронном аукционе участник закупки (заявитель) мог воспользоваться специальной процедурой - направить в соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ запрос на предоставление разъяснений положений документации, чего в данном случае подателем жалобы сделано не было.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия не усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа по установлению в документации об электронном аукционе инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в таком аукционе нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, и, соответственно, довод заявителя об обратном не нашел своего подтверждения.
В отношении второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 7 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условиях банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств (часть 2 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе заказчиком и уполномоченным органом установлено, что обеспечение заявки на участие в аукционе возможно путем внесения денежных средств в размере 1 % от начальной (максимальной) цены контракта. Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе: в соответствии с требованиями статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников аукциона: используется лицевой счет участника закупки, открытый для проведения операций по обеспечению участия в аукционе, на счете оператора электронной площадки.
Таким образом, поскольку в случае проведения электронного аукциона законом прямо установлен запрет на предоставление участниками закупки обеспечения заявок путем предоставления банковской гарантии, Комиссия приходит к выводу о том, что довод заявителя о необходимости установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0171200001917001882 сведений об условиях банковской гарантии, которая может быть представлена участником закупки в качестве обеспечения исполнения заявки на участие в аукционе, является необоснованным.
В отношении третьего довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к поставляемым товарам с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
В данном случае аукцион проводится в интересах заказчика, ГБУЗ ЯО "ЯОКГВВ - МЦ "Здоровое долголетие".
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Объектом закупки согласно положениям документации об электронном аукционе является поставка эндопротезов. Описание объекта закупки указано в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, согласно пункту 7 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, а также пункту 3.11 раздела 3 "Условия поставки" проекта государственного контракта вместе с товаром поставщик передает во временное пользование (на безвозмездной основе) на срок действия контракта заказчику не менее одного набора монтажных инструментов для имплантации эндопротезов.
Представители заказчика и уполномоченного органа отметили, что в настоящее время отсутствуют технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные документы, которыми были бы предусмотрены стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся перечня набора монтажных инструментов. При этом каждый производитель самостоятельно определяет перечень набора инструментов и их наименования. Поэтому во избежание использования терминологии определенных производителей, что повлекло бы нарушение принципов конкуренции, заказчик не привел конкретные наименования монтажных инструментов.
Относительно соответствия качества таких инструментов, требуемого заказчику, представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что монтажные инструменты должны быть пригодны для имплантации поставляемых эндопротезов конкретного производителя (то есть позволять успешно осуществлять данные действия).
Порядок и сроки приемки-передачи монтажных инструментов указаны в документации: "вместе с товаром", то есть в том же порядке и сроки, что и товар (пункты 3.1-3.7 раздела 3 "Условия поставки" проекта государственного контракта).
Относительно оснований для передачи монтажных инструментов представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что в приложении N 1 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе не выделено отдельной позиции относительно платы за предоставление в пользование монтажных инструментов, поскольку в данном случае прямо указано о безвозмездности предоставления таких инструментов заказчику.
Относительно порядка пользования заказчиком инструментами, ответственности заказчика в случае утраты или гибели инструментов представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с пунктом 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса.
Так, согласно пункту 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков (пункт 3 статьи 615 ГК РФ).
Таким образом, по мнению заказчика и уполномоченного органа, условия предоставления и пользования заказчиком монтажными инструментами на безвозмездной основе прямо предусмотрены гражданским законодательствам и не требуют дополнительного уточнения в проекте государственного контракта.
Согласно пункту 8 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, а также пункту 3.10 раздела 3 "Условия поставки" проекта государственного контракта поставщик обязан обеспечить возможность поставки заказчику всей линейки типов размеров эндопротезов, предусмотренных производителем, а также возможность замены компонентов эндопротезов по заявке заказчика на аналогичные, но другого типоразмера при сохранении целостности упаковки.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие".
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что указанное выше требование обусловлено лечебным процессом учреждения, поскольку при проведении закупочной процедуры заказчику неизвестно, какому конкретно пациенту будет произведена операция по эндопротезированию, соответственно, не известны и физические показатели пациента для определения типа размера эндопротеза. В практике лечебного учреждения имели место случаи, при которых лицо, получившее квоту на эндопротезирование, может в любой момент отказаться от подобной операции, в связи с чем необходимость в эндопротезе определенного размера отпадает.
Соответственно, установленное в документации об электронном аукционе требование относительно возможности замены компонентов эндопротезов по заявке заказчика на аналогичные, но другого типа размера позволяет обеспечить качественное и своевременное оказание высокотехнологичной медицинской помощи нуждающимся в данном виде услуги лицам и является в данном случае потребностью заказчика.
Также Комиссией при рассмотрении данного довода учитывались положения пунктов 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия не усматривает в данном случае в действиях заказчика и уполномоченного органа, установивших в документации об электронном аукционе требование о предоставлении заказчику поставщиком вместе с товаром во временное пользование (на безвозмездной основе) на срок действия контракта не менее одного набора монтажных инструментов для имплантации эндопротезов, нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, и, соответственно, довод заявителя об обратном не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Садовник Игоря Романовича на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие", и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку эндопротезов (извещение N 0171200001917001882) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 января 2018 г. N 05-02/390Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2018