Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 22 января 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ковалькова А.С., с участием:
от заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (далее - заказчик), представителя по доверенности Баланцев С.А.;
от заявителя - ООО "Торговый дом "Виал" (далее также - заявитель), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Виал" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку рентгеноконтрастных препаратов (гадодиамид) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012817000642) (далее - электронный аукцион, заказчик) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба заявителя на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку рентгеноконтрастных препаратов (гадодиамид) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N0371200012817000642).
По мнению заявителя, документация об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку рентгеноконтрастных препаратов (гадодиамид) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе по следующим причинам: заказчиком неправомерно установлены ограничивающие количество участников закупки требование к функциональным, техническим и качественным характеристикам лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием "Гадодиамид" (далее - МНН "Гадодиамид"), в частности: "осмоляльность 780 мОсм/кг Н2О" - поскольку данный показатель не является терапевтически значимым, и указание на то, что данный лекарственный препарат "Показан для контрастирования при МРТ всего тела у взрослых и детей старше 6 месяцев, включая МРТ головы и шеи, МРТ грудной клетки (включая МРТ сердца), МРТ конечностей, МРТ брюшной полости (поджелудочная железа и печень) и МРТ органов малого таза (предстательная железа и мочевой пузырь), МРТ забрюшинного пространства (почек), МРТ молочных желез у женщин, МРТ опорно-двигательного аппарата. МР ангиография у взрослых. МРТ сердца для оценки ишемической болезни сердца (ИБС) посредством визуализации в условиях перфузии миокарда, для обнаружения и локализации ишемической болезни сердца (ИБС) и дифференциации участков ишемии и инфаркта у пациентов с известной или предполагаемой ИБС".
На основании изложенного выше заявитель просит признать жалобу обоснованной, а действия заказчика - незаконными; просит выдать заказчику предписание о внесении изменений в аукционную документацию в соответствии с действующим законодательством.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения с указанием того, что аукционная документация на поставку указанного выше лекарственного препарата была составлена и утверждена в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 26.12.2017 размещено извещение N0371200012817000642 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку рентгеноконтрастных препаратов (гадодиамид) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" вместе с аукционной документацией.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент размещения извещения), заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования к поставке рентгеноконтрастных препаратов (гадодиамид) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница".
В соответствии с извещением N0371200012817000642 и аукционной документацией в качестве предмета закупки обозначена поставка рентгеноконтрастных препаратов (гадодиамид) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница".
Согласно пункту 3 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с таблицей "Требования к характеристикам поставляемого товара", представленной в Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации, заказчику требуется для поставки товар со следующими характеристиками:
N п/п |
Международное непатентованное наименование |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
11 |
Гадодиамид |
Раствор для внутривенного введения, содержание активного вещества 287 мг/мл, осмоляльность 780 мОсм/кг Н2О, вязкость 1,9 тРа з при 37оС, 10 мл флаконы N10 |
упаковка |
12 |
22 |
Гадодиамид |
Раствор для внутривенного введения, содержание активного вещества 287 мг/мл, осмоляльность 780 мОсм/кг Н2О, вязкость 1,9 тРа з при 37оС, 15 мл флаконы N 10 |
упаковка |
14 |
На заседании Комиссии Ярославского УФАС России представитель заказчика пояснил, что включение в раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме указанных выше оспариваемых заявителем характеристик обусловлено тем, что осмоляльность является терапевтически значимым свойством для рентгенконтрастного вещества, поскольку влияет на его переносимость. Рентгенконтраст вводится в вены пациентов путём выполнения внутривенной болюсной инъекции. Для проведения данных инъекций используются специальные инъекторы, применение которых совместимо только с рентгенконтрастом, имеющим осмоляльность 780 мОсм/H2O. Кроме того, более высокая осмоляльность может повлечь за собой такие неблагоприятные изменения как боль при введении, влияние на равотный центр, влияние на морфологию клеток - сморщивание эритроцитов.
Кроме того, представитель заказчика пояснил, что все рентгенконтрасты, к которым и относится Гадодиамид, в силу своей токсичности являются веществами, представляющими опасность для здоровья человека. Гадодиамид вводится внутрисосудисто. Именно такое свойство как осмолярность помогает данному веществу более эластично распределяться по сосудам, создавая тем самым объективную картину для медицинского исследования.
В качестве предмета закупки обозначена поставка лекарственных препаратов, а не их производство. В связи с этим участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе, и не являющееся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить лекарственные средства, отвечающие требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющие потребностям заказчика. Также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.
Заявитель не обосновывает тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников.
Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы его на аукционе.
В свою очередь, представитель заказчика при рассмотрении жалобы пояснил, что при разработке и утверждении аукционной документации последний учитывал, что в государственном реестре лекарственных препаратов зарегистрировано два различных торговых наименования лекарственных препаратов, опубликованных на официальном сайте http://www.grls.rosminzdrav.ru, которые соответствуют требованиям раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе в части требования к осмоляльности:
- "Омнискан", регистрационное удостоверение П N015800/01;
- " Гадодиамид-ТЛ", регистрационное удостоверение ЛП-004291.
Кроме того, аукционная документация (Раздел 2 "Описание объекта закупки") не содержит указания на то, что требуемый заказчиком к поставе товар - лекарственный препарат с МНН "Гадодиамид", "Показан для контрастирования при МРТ всего тела у взрослых и детей старше 6 месяцев, включая МРТ головы и шеи, МРТ грудной клетки (включая МРТ сердца), МРТ конечностей, МРТ брюшной полости (поджелудочная железа и печень) и МРТ органов малого таза (предстательная железа и мочевой пузырь), МРТ забрюшинного пространства (почек), МРТ молочных желез у женщин, МРТ опорно-двигательного аппарата. МР ангиография у взрослых. МРТ сердца для оценки ишемической болезни сердца (ИБС) посредством визуализации в условиях перфузии миокарда, для обнаружения и локализации ишемической болезни сердца (ИБС) и дифференциации участков ишемии и инфаркта у пациентов с известной или предполагаемой ИБС".
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", нарушений законодательства о контрактной системе по формированию требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам лекарственного препарата с МНН "Гадодиамид".
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
признать жалобу ООО "Торговый дом "Виал" (ИНН 9102177780) на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (ИНН 7603004103), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку рентгеноконтрастных препаратов (гадодиамид) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N0371200012817000642) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 января 2018 г. N 05-02/05Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2018