Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 22 января 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ковалькова А.С., с участием:
от заказчика - ГБУЗ ЯО "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие" (далее - заказчик), представителя по доверенности Шалимовой О.А., представителя по доверенности Рощепко Н.В.;
от заявителя - ООО "Торговый дом "Виал" (далее также - заявитель), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Виал" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных средств (транексамовая кислота) (извещение N0371200010817000308) (далее - электронный аукцион, заказчик) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба заявителя на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных средств (транексамовая кислота) (извещение N0371200010817000308).
По мнению заявителя, документация об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на право заключения контракта на поставку лекарственных средств (транексамовая кислота) не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе, поскольку установленные заказчиком в пункте 1.4 раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации показания к применению в виде "Кровотечения или риск кровотечений на фоне усиления фибринолиза, рочное отделение последа, отслойка хориона, злокачественные новообразования поджелудочной и предстательной желез, гемофилия, геморрагические осложнения фибринолитической терапии, лейкозы, заболевания печени" не позволяют участникам закупки предложить в рамках МНН "Транексамовая кислота" ни один лекарственный препарат из зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств.
На основании изложенного выше заявитель просит признать жалобу обоснованной, а действия заказчика - незаконными; просит выдать заказчику предписание о внесении изменений в аукционную документацию в соответствии с действующим законодательством.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения с указанием того, что аукционная документация на поставку указанного выше лекарственного препарата была составлена и утверждена в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 29.12.2017 размещено извещение N0371200010817000308 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных средств (транексамовая кислота) вместе с аукционной документацией.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (в редакции, действующей на день размещения извещения), заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования к поставке на право заключения контракта на поставку лекарственных средств (транексамовая кислота) с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - ГБУЗ ЯО "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие".
В соответствии с извещением N0371200010817000308 и аукционной документацией в качестве предмета закупки обозначена поставка лекарственных средств (транексамовая кислота).
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии пунктом 1.4 "Показания к применению" таблицы "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товара", представленной в Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации, заказчику требуется для поставки товар со следующими характеристиками:
N п/п |
Показатель |
Значение показателя |
1. Транексамовая кислота., амп. 50 мг/мл, 5 мл - 3030 штук | ||
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара | ||
1.4. |
Показания к применению |
Кровотечения или риск кровотечений на фоне усиления фибринолиза, рочное отделение последа, отслойка хориона, злокачественные новообразования поджелудочной и предстательной желез, гемофилия, геморрагические осложнения фибринолитической терапии, лейкозы, заболевания печени. |
На заседании Комиссии Ярославского УФАС России представители заказчика пояснили, что лекарственный препарат с МНН "Транексамовая кислота" как гемостатическое средство в лекарственной форме - растрвор для внутривенного введения, необходим для ежедневного применения в практике заказчика. Характеристика "Показания к применению" с клинической точки зрения одинакова у всех препаратов данного МНН вне зависимости от завода-изготовителя.
С учётом сходства показаний к применению с клинической точки зрения, различия в терминологии их изложения не препятствуют участникам закупки предложить лекарственное средство в рамках одного МНН с соответствующими аукционной документации требованиями по фармакотерапевтической группе, лекарственной форме, форме выпуска и составу.
В качестве предмета закупки обозначена поставка лекарственных препаратов, а не их производство. В связи с этим участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе, и не являющееся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить лекарственные средства, отвечающие требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющие потребностям заказчика. Также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.
Заявитель не обосновывает тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников.
Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы его на аукционе.
Как установлено на заседании Комиссии, для участия в электронном аукционе было подано три заявки, каждая из которых была допущена аукционной комиссией заказчика к участию в электронном аукционе. Таким образом, у участников закупки была возможность, поставить товар, соответствующий требованиям заказчика, установленным в аукционной документации.
При формировании аукционной документации, в частности раздела 2 "Описание объекта закупки", заказчик руководствовался инструкцией по медицинскому применению лекарственного препарата с МНН "Транексамовая кислота" с торговым наименованем "Транексам" производства ЗАО "Мир-Фарм", которая 28.09.2017 была изменена в части показаний к применению.
Комиссия полагает, что участниками закупки мог быть предложен к поставке лекарственный препарат с МНН "Транексамовая кислота" с торговым наименованием "Транексам", произведённым до 28.09.2017 года (до внесения изменений инструкцией по медицинскому применению).
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика - ГБУЗ ЯО "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие", нарушений законодательства о контрактной системе по формированию требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам лекарственного препарата с МНН "Транексамовая кислота".
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
признать жалобу ООО "Торговый дом "Виал" (ИНН 9102177780) на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие" (ИНН 7606011814), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных средств (извещение N0371200010817000308) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 января 2018 г. N 05-02/07Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2018