Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: "_" - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: "_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; "_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу ООО "Изидолг" (далее - Заявитель) (вх.N225э от 15.01.2018 г.), на положения аукционной документации Заказчика - МУП "Жилищно-коммунальное управление" Муниципального образования г. Глазов (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку горюче-смазочных материалов (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0513600000817000064, далее - Аукцион), а также осуществив внеплановую проверку на основании статей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 19.01.2018 г.
в присутствие представителей Заказчика: "_" (доверенность N 01-13/2295 от 03.07.2017 г.), "_" (доверенность N 01-13/2600 от 01.09.2016 г.),
в отсутствие представителя Заявителя - ООО "Изидолг",
УСТАНОВИЛА:
15.01.2018 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО "Изидолг" на положения аукционной документации Заказчика - МУП "Жилищно-коммунальное управление" Муниципального образования г. Глазов (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку горюче-смазочных материалов (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0513600000817000064).
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика не соответствует положениям Закона о контрактной системе, а именно:
1) В нарушении положений части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчик установил срок для подачи заявок менее чем 15 дней;
2) Заказчик установил требование о предоставлении декларации соответствия единым требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе включая требование о декларировании того, что участник закупки не является офшорной компанией в составе второй части заявки, что противоречит требованиям части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе;
3) При описании объекта закупки Заказчик использовал показатели, которые становятся известными только по результатам испытаний;
4) В проекте контракта не установлена ответственность сторон в отношении Заказчика в нарушении части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика с доводами жалобы согласились в части и пояснили, что нарушения требований Закона о контрактной системе допущены в результате технической ошибки. Представлены письменные пояснения.
Кроме того, представители Заказчика заявили устное ходатайство о прекращении рассмотрения жалобы, в связи с отсутствием оснований для принятия жалобы к рассмотрению, ссылаясь на то, что Заявитель не является участником закупки.
Рассмотрев данное ходатайство, Комиссия Удмуртского УФАС России отказала в удовлетворении данного требования, на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - это любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о ко6нтрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Утверждение и размещение документации с нарушениями Закона о контрактной системе нарушает права и законные интересы потенциальных участников закупки и приводит к невозможности подать заявку и участвовать в аукционе, а в последствии заключить и исполнить контракт. Таким образом, являясь потенциальным участником Закупки ООО "Изидолг" вправе обжаловать действия Заказчика в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
Кроме того, часть 11 статьи 105 Закона о контрактной системе предусматривает исчерпывающий перечень оснований для возвращения жалобы, такие как:
1) жалоба не соответствует требованиям, установленным статьей 105 Закона о контрактной системе;
2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;
4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
Изучив поступившую жалобу, Комиссия Удмуртского УФАС России признала ее соответствующей требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе и не находит оснований для ее возвращения.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
31.12.2017 г. - Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС в сфере закупок) извещение и документацию о проведении Аукциона. Начальная максимальная цена контракта установлена в размере 7 651 903,84 руб.
15.01.2018 г. - Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
16.01.2018 г. - Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе.
19.01.2018 г. - Дата проведения Аукциона.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.01.2018 г. N 0513600000817000064-01 подано 2 заявки, все участники допущены к участию в аукционе.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
1) Рассмотрев довод жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком требования части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт его обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как установлено Комиссией Удмуртского УФАС России, извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС в сфере закупок 31.12.2017 г. в 09:25 час.
Согласно пункту 8.1 Информационной карты Документации об аукционе и информационному извещению датой окончания срока для подачи заявок является 15.01.2018 г. 17:00 час.
Начальная максимальная цена превышает три миллиона рублей и составляет 7 651 903,84 руб.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Исходя из вышеизложенного, исчисление пятнадцатидневного срока на подачу заявок начинается с 01.01.2018 г. и составляет пятнадцать календарных дней, т.е. до 15.01.2018 г. 23:59 час. включительно.
Таким образом, установив срок для подачи заявок менее чем 15 дней Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2) Довод Заявителя о нарушении Заказчиком части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России признает обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Как установлено Комиссией Удмуртского УФАС России пункт 10.3 раздела 10 Информационной карты содержит следующее требование к содержанию второй части заявки: "Декларация о соответствии участника электронного аукциона единым требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе".
Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе содержит следующие положения:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Исходя из положений пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участник предоставляет декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Данный перечень оснований для декларирования является исчерпывающим, пункты 1,10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в него не входят, а следовательно участник закупки не обязан декларировать то, что он не является офшорной компанией.
Заказчик в аукционной документации указал требование о предоставлении декларации соответствия единым требованиям установленным частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, обязав участника аукциона декларировать свое соответствие пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, Заказчик, установив требование о предоставлении в составе второй части заявки декларации о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушил часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Довод представителя Заказчика о том, что в форме 3 Приложения к документации об электронном аукцион не содержится требования о декларировании того, что участник закупки не является оффшорной компанией, Комиссия Удмуртского УФАС России считает несостоятельным, так как данная форма является рекомендуемой и необязательной для исполнения участниками аукциона.
В действиях должностного лица Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке информации и документов, не предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3) Рассмотрев довод жалобы Заявителя о том, что Заказчик установил показатели к товару, которые становятся известны только по результатам испытаний, Комиссия Удмуртского УФАС России признает его необоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с разделом II Аукционной документации объектом закупки являются горюче-смазочные материалы, со следующими характеристиками:
Наименование товара |
Описание товара |
Объем поставки, л. |
Бензин автомобильный АИ-92-К5 |
Октановое число по исследовательскому методу - не менее 95,0. Объемная доля бензола - не более 5%. Внешний вид - чистый, прозрачный. |
72 006, 00 |
Бензин автомобильный АИ-95-К5 |
Октановое число по исследовательскому методу - не менее 92,0. Объемная доля бензола - не более 5%. Внешний вид - чистый, прозрачный |
7070,00 |
Дизельное топливо (летнее/зимнее) |
Цетановое число по исследовательскому методу - не менее 49 Объемная доля бензола - не более 5%. Внешний вид - чистый, прозрачный |
108 175,00 |
Исходя из письменных пояснений, Заказчик, при описании объекта закупки использовал показатели, предусмотренные ГОСТ 32513-2013 "Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия".
Физико-химические и эксплуатационные показатели бензина, содержатся в Таблице N 1 данного ГОСТа:
Наименование показателя |
Значение для марки |
Метод испытания |
|||
АИ-80 |
АИ-92 |
АИ-95 |
АИ-98 |
||
1. Октановое число, не менее: |
|
|
|
|
|
по исследовательскому методу |
80,0 |
92,0 |
95,0 |
98,0 |
По ГОСТ 32339, ГОСТ 8226 |
по моторному методу |
76,0 |
83,0 |
85,0 |
88,0 |
По ГОСТ 32340, ГОСТ 511 |
6. Объемная доля бензола, %, не более, для экологических классов: |
|
По ГОСТ 32507 (метод Б), ГОСТ 29040, ГОСТ EN 12177 |
|||
К2 |
5 |
||||
К3, К4, К5 |
1 |
||||
11. Внешний вид |
Чистый,прозрачный |
Визуально по 8.2 настоящего стандарта |
Изучив представленные материалы, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что действительно, значения данных показателей становятся известными только по результатам испытаний, однако использованные Заказчиком показатели из вышеуказанного ГОСТа не предусматривают возможности выбора каких-либо значений, так например: объемная доля бензола для экологического класса К2 должна составлять не более 5%, так же как и октановое число по исследовательскому методу для марки АИ-92 должно быть не менее 92,0, следовательно значения данных показателей участники закупки могут указать в первой части заявки.
4) Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства России от 30.08.2017 г. N1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила определения размера штрафа и размера пени).
Согласно пункту 9 Правил определения размера штрафа и размера пени за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно пункту 10 данных правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Раздел 8 проекта контракта содержит следующую информацию:
" 8.1. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
8.2. В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
8.3. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
8.4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 в размере 10 процентов цены контракта (этапа) и составляет _____ руб. (в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей - 10 процентов цены контракта (этапа); в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) - 5 процентов цены контракта (этапа); в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) - 1 процент цены контракта (этапа); в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно) - 0,5 процента цены контракта (этапа); в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно) - 0,4 процента цены контракта (этапа); в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно) - 0,3 процента цены контракта (этапа); в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно) - 0,25 процента цены контракта (этапа); в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно) - 0,2 процента цены контракта (этапа); в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей - 0,1 процента цены контракта (этапа).
8.5. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в Контракте такого обязательства), размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 1000 рублей (1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно); 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей"
Из изложенного следует, что приложение N1 "Проект контракта" документации об Аукционе не содержит в полном объеме обязательных условий об ответственности Заказчика и исполнителя за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, отсутствуют фиксированные размеры штрафов за просрочку исполнения обязательств по контракту Заказчиком и пеня за просрочку исполнения обязательств исполнителем в размере, предусмотренном Правилами определения размера штрафа и размера пени, что свидетельствует о нарушении Заказчиком частей 4, 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При описании автомобильного бензина АИ-92-К5, АИ-95-К5 Заказчик установил в качестве значения показателя - объемная доля бензола не более 5 %. В соответствии с ГОСТ 32513-2013 для экологического класса К5 значение данного показателя составляет не более 1%.
Таким образом, Заказчиком, установившим значения показателей не в соответствии с техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Пункты 5.2 и 5.4 Информационной карты документации об Аукционе содержит следующую информацию:
"Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет: р/с 40702810701060000231 в ФИЛИАЛе ПАО "УРАЛСИБ" В Г.УФА, БИК 048073770, к/с 30101810600000000770; Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
Рассмотрев документацию об Аукционе Комиссия Удмуртского УФАС России, установила, что документация об Аукционе не содержит информацию о требованиях к обеспечению исполнения контракта в случае предоставления банковской гарантии, а именно о сроке ее действия, с учетом требований части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, что свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Рассмотрев документацию об Аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что указанная документация не содержит даты начала и окончания срока дачи разъяснений положений документации об Аукционе, что свидетельствует о нарушении Заказчиком требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и, руководствуясь статьей 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Изидолг" на положения документации об электронном аукционе Заказчика - МУП "Жилищно-коммунальное управление" Муниципального образования г. Глазов при проведении электронного аукциона на поставку горюче-смазочных материалов (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0513600000817000064), обоснованной в части доводов 1,2 и 4.
2. Признать заказчика - МУП "Жилищно-коммунальное управление" Муниципального образования г. Глазов при проведении электронного аукциона на поставку горюче-смазочных материалов (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0513600000817000064), нарушившим часть 3 статьи 63, часть 6 статьи 66, части 4,5,7 статьи 34, пункты 1,8,11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Аукционной комиссии заказчика - МУП "Жилищно-коммунальное управление" Муниципального образования г. Глазов при проведении электронного аукциона на поставку горюче-смазочных материалов (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0513600000817000064) обязательное для исполнения предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения закупки, Заказчику - МУП "Жилищно-коммунальное управление" Муниципального образования г. Глазов - обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в документацию о проведении электронного аукциона на поставку горюче-смазочных материалов (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0513600000817000064).
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц заказчика - МУП "Жилищно-коммунальное управление" Муниципального образования г. Глазов по части 4, части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии
|
__________ "_" |
Члены Комиссии: |
__________ "_"
__________ "_" |
"_"
(3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 19 января 2018 г. N ОП07-06/2018-4З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2018