Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО Торговый дом "Экватор" на действия Заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Находкинская городская больница" при проведении электронного аукциона на поставку антибактериальных препаратов (извещение N 0320300150417000462) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как документация об аукционе не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, в связи с тем, описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ при описании объекта закупки.
Огласив жалобу, заслушав представителей стороны, участвующей в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статьей 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер.
При этом, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев документацию об аукционе установила, что заказчик описал объект закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих государственных функций.
Согласно пояснениям заказчика наименованию "Цефтриаксон" с терапевтически значимыми характеристиками соответствуют следующие лекарственные препараты:
1. МНН - Цефтриаксон-Торговое наименование -Цефограм РУ ПN 014422/01 от 18.11.2008, причем препарат зарегистрирован, как в комплекте с растворителем, так и без растворителя.
2. МНН- Цефтриаксон-Торговое наименование -Триаксон РУ ПN 12572/01-2001 от 01.07.2008, препарат зарегистрирован без растворителя.
3. МНН- Цефтриаксон-Торговое наименование -Хизон РУ ЛСП - 001363/08 от 29.02.2008, препарат зарегистрирован без растворителя
Согласно данным инструкции по медицинскому применению и в соответствии с положениями Приказа N 88 от 26 марта 2001 г. " О введении в действие ОТРАСЛЕВОГО СТАНДАРТА "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТАНДАРТ ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ" Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата для специалистов - официальный документ, содержащий информацию о лекарственном препарате, необходимую и достаточную для его эффективного и безопасного медицинского применения, в обязательном порядке сопровождающей обращение лекарственного препарата. Разрабатывается на основе клинико - фармакологической статьи.
На основании Приказа Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. N 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" Приложение к Приказу N 2 Критерии качества по условиям оказания медицинской помощи в п2.2 сказано, что: "е) назначение лекарственных препаратов проводится с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний".
На сегодняшний день заказчик не располагает подобной, научной, информацией о взаимозаменяемости лекарственных средств. В связи с этим официальным Государственным источником безопасного использования лекарственных средств является инструкция к лекарственному препарату, содержащаяся в Государственном реестре лекарственных средств. В инструкции зарегистрированы требуемые показания по применению, противопоказания, побочные действия, характерные для того или иного лекарственного препарата. Согласно инструкции по применению лекарственного препарата больному расписывается индивидуальный план проведения лекарственной терапии. Регистрация лекарственных средств и утверждение инструкции по применению препарата входит в компетенцию Министерства Здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 4 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" где в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи,
Следует отметить, что Заказчик проводит закупку лекарственных препаратов не с целью обеспечения возможности осуществления предпринимательской деятельности производителей и поставщиков обращающихся на фарм.рынке, а с целью оказания квалифицированной медицинской помощи.
Согласно данным медицинских инструкций заказываемый препарат отличает от аналогов отсутствие побочных действий, перечисленных в техническом задании.
Лекарственный препарат используется как базисный для массового лечения больных, находящихся в отделениях, хирургического, терапевтического профиля, а также для лечения больных, находящихся в реанимационных отделениях лечебного учреждения. На основании статистических данных и значимости применения, прописанные в техническом задании характеристики являются для Заказчика терапевтически значимыми на основании следующих данных:
- Использование препарата с высокой степенью вероятности предотвращает развитие суперинфекций, кроме кандидоза (которые неизбежно приводят к увеличению койко-дней и удорожанию лечения в связи с тем, что это вторичная инфекция, для которой требуется назначение других препаратов). Суперинфекция - это повторное заражение организма, возникающее на фоне незавершенных первичных инфекций. Характер, локализация и течение суперинфекций различны. Суперинфекции могут быть обусловлены воздействием лекарственной терапии (по сути, являются побочным действием лекарства). Развитие суперинфекций значительно увеличивает показатель летальности отделениях интенсивной терапии и требует использование дорогостоящего лечения. Что крайне неблагоприятно отражается на критериях качества оказания медицинской помощи. В отделениях реанимации и интенсивной терапии за прошлый год было пролечено 2037 человек (из них только с острыми панкреонекрозами 40 человек)- В отделениях хирургического, терапевтического профиля и отделениях интенсивной терапии находятся на лечении пациенты с факторами риска развития острого панкреатита, т.к. имеют диффузное изменение поджелудочной железы на фоне, ранее проводившейся терапии, острых инфекционных или бронхолегочных заболеваний, возрастных изменений, хронической патологии, находящихся на парентеральном питании или имеющие тяжелые заболевания, например рак поджелудочной железы.. В связи с этим не рекомендуется применять препараты с возможным токсическим действием на поджелудочную железу, в том числе способствующих развитию панкреатита. Отсутствие побочного действия в виде панкреатита, связанные с приемом антибиотика, является для таких больных терапевтически значимой характеристикой. За прошлый год было 117 больных с диагнозом панкреатита.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Таким образом, заявленные требования к лекарственному средству для нужд заказчика установлены, исходя из потребностей заказчика, и необходимы для качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию об открытом аукционе как требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, а так же требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Доказательств невозможности поставить товар, указанный в документации, заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах, Комиссия Приморского УФАС России не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Следовательно, заказчик, описав объект закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Торговый дом "Экватор" на действия Заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Находкинская городская больница" при проведении электронного аукциона на поставку антибактериальных препаратов (извещение N 0320300150417000462) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 12 января 2018 г. N 3/04-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2018