Резолютивная часть решения объявлена 17.01.2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18.01.2018 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; члены Комиссии: <_>, <_>; при участии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Востсибрегионводхоз" (далее - заказчик) - <_>, <_>; в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - заявитель, ООО "Перспектива") надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы; рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на строительство объекта "Берегоукрепление Иркутского водохранилища в районе п. Большая Речка, Иркутская область", извещение N 0334100016717000116 (далее - электронный аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель указывает, что в нарушение части 1 пункта 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком установлены излишние требования к химическому составу, компонентам товара и результатам его испытаний.
Кроме того, заявитель считает, что документация об электронном аукционе не соответствует требованиям Федерального закона N44-ФЗ, в части инструкции по заполнению заявок.
Также, по мнению заявителя, заказчиком допущено нарушение статьи 65 Федерального закона N44-ФЗ.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя, из которых следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 15 июня 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334100016717000116, а также документация по проведению аукциона в электронной форме на право заключения контракта на строительство объекта "Берегоукрепление Иркутского водохранилища в районе п. Большая Речка (далее - Документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 66 745 720 рублей 00 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N44-ФЗ.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Требования к работам, являющимся предметом контракта, товарам (материалам), которые должны использоваться при выполнении работ, установлены заказчиком в Ведомости материалов с техническими характеристиками, функциональными особенностями, потребительскими свойствами товаров (материалов) используемых при выполнении работ.
В части 2 "Наименование и описание объекта закупки" пункте 2 документации о проведении электронного аукциона содержится инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно пункту 2.2.1. данной инструкции первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
В пункте 2.2.2. установлено, что при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2.2.1 настоящей документации, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2.2.1 настоящей документации, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2.2.1 настоящей документации, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2.4 заявка на участие в электронном аукционе, все документы, относящиеся к заявке, составляются на русском языке.
Cведения, которые содержатся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований.
Материалы указаны в файле "Ведомость материалов".
В Ведомости материалов документации об электронном аукционе заказчиком по позициям "Проволока оцинкованная", "Щебень из природного камня для строительных работ", "Смесь песчано-гравийная природная" установлены следующие характеристики:
N пп |
Наименование ресурса |
Характеристика |
Рекомендации для участников |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Проволока оцинкованная |
диаметр проволоки сетки 2,7 мм |
неизменный показатель |
|
диаметр проволоки кромки 3,4 мм, стяжки и обвязки 2,2 мм в соответствии с ГОСТ Р 52132-2003 |
неизменный показатель |
|
предел прочности в диапазоне 38-50 кг/мм2 |
неизменный показатель |
||
минимальная плотность цинкового покрытия для проволоки сетки должна быть 245 г/м2, кромки должна быть 265 г/м2, стяжки и обвязки должна быть 230 г/м2 |
неизменный показатель |
||
|
|
||
3 |
Щебень из природного камня для строительных работ по ГОСТ 8267-93 |
марка не менее М1000 |
необходимо указать конкретный показатель |
фракция 5(3)-10 мм |
неизменный показатель |
||
содержание пылевидных и глинистых частиц не должно быть более 2% по массе, глины в комках не более 0,25% по массе |
неизменный показатель |
||
морозостойкость не менее F150 |
необходимо указать конкретный показатель |
||
5 |
Смесь песчано-гравийная природная по ГОСТ 23735-2014 |
содержание зерен гравия должно быть не менее 10% и не более 90% по массе. |
неизменный показатель |
наибольшая крупность зерен гравия должна быть не менее 10 мм и не более 70 мм. |
неизменный показатель |
||
содержание пылевидных и глинистых частиц в природной песчано-гравийной смеси не должно превышать 5%, в том числе глины в комках 1% по массе |
неизменный показатель |
||
в смеси не должно содержаться засоряющих включений. |
|
Комиссией установлено, что в Ведомости материалов содержится примечание, согласно которому для ряда характеристик материалов заказчик предусмотрел указание конкретных характеристик материалов без изменения таких значений, а для остальных предусмотрел необходимость указания конкретных показателей, то есть с возможностью выбора значения того или иного показателя.
Кроме того, Комиссией установлено, что все показатели, содержащиеся в Ведомости материалов, соответствуют требованиям ГОСТов, а также предусмотрены (рассчитаны) проектно-сметной документацией, которая прошла государственную экспертизу (настоящее подтверждается: Положительным заключением государственной экспертизы N 108-17/КР7-3000/04 N в Реестре 00-1-1-3-0963-17; Положительным заключением проверки достоверности сметной стоимости N 109-17/КРЭ-3000/05 N в Реестре 00-1-6-0275-17; Приказ N167 от 21.02.2017 г. "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации "Берегоукрепление Иркутского водохранилища в районе п. Большая Речка, Иркутская область").
Следовательно, заказчик не устанавливает излишних требований к товарам, а устанавливает только те показатели и характеристики товара, которые являются основополагающими, валяющими на качество товара.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что на участие в электронном аукционе поступило 15 заявок, которые признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Таким образом, доводы заявителя, касающиеся ограничения количества участников закупки в связи с установлением требований к химическому составу, компонентам товара и результатам его испытаний, не находят своего подтверждения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ и инструкция по ее заполнению.
В части 2 "Наименование и описание объекта закупки" пункте 2 документации о проведении электронного аукциона содержится инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Комиссией установлено, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлены, в том числе следующие правила заполнения заявки:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
В пункте 2.2.2. установлено, что при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар:
б) согласие, предусмотренное пунктом 2.2.1 настоящей документации, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2.4 заявка на участие в электронном аукционе, все документы, относящиеся к заявке, составляются на русском языке.
Cведения, которые содержатся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований.
Материалы указаны в файле "Ведомость материалов".
Кроме того, в Ведомости материалов содержится примечание, согласно которому для ряда характеристик материалов заказчик предусмотрел указание конкретных характеристик материалов без изменения таких значений, а для остальных предусмотрел необходимость указания конкретных показателей, то есть с возможностью выбора значения того или иного показателя
Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие электронном аукционе.
Помимо этого, потенциальный участник имел возможность воспользоваться правом, предоставленным ему частью 3 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ, направив на адрес электронной площадке запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Однако данным правом заявитель не воспользовался.
Таким образом, довод заявителя в указанно части, является необоснованным.
Довод заявителя жалобы о том, что заказчик при размещении разъяснения на поступивший запрос нарушил положения статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ, также не находит своего подтверждения.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
По результатам поступившего запроса заказчик принял решение внести изменения в аукционную документацию, что соответствует требованиям статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ.
Часть 1 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Вместе с тем, заявитель не указывает, каким образом документация об электронном аукционе нарушает его права и законные интересы. Доказательств нарушения заказчиком принципа открытости и прозрачности, а также доказательств совершения данным лицом действий, противоречащих Федеральному закону N44-ФЗ и приводящих к ограничению количества участников закупки, в Иркутское УФАС России заявителем также не представлено.
Кроме того, факт подачи на участие в электронном аукционе 15 заявок, также свидетельствует о наличии конкуренции между участниками закупки.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что доводы заявителя указанные в жалобе являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
2. Направить копии решения заявителю, заказчику, уполномоченному органу.
3. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 января 2018 г. N 17/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2018