Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
*
при участии представителей:
*
рассмотрев жалобу ООО "Наво-Строй"(625001, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Полевая, 109/9-213) о нарушении заказчиком в лицеМуниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Кировградского городского округа"(624142, Свердловская область, г. Кировград, ул. Свердлова 48), уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения "Административно-диспетчерская служба Кировградского городского округа" (624140, Свердловская область, г. Кировград, ул. Свердлова, 44), его комиссией при осуществлении закупкипутем проведения электронного аукциона на строительство незавершенного строительством объекта "148-квартирный жилой дом N13 в МКР 3 г. Кировград (извещение N 0862300037217000082)Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Наво-Строй" (вх. N 01-295 от 11.01.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Кировградского городского округа", уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения "Административно-диспетчерская служба Кировградского городского округа", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство незавершенного строительством объекта "148-квартирный жилой дом N13 в МКР 3 г. Кировград (извещение N 0862300037217000082),соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявительООО "Наво-Строй"указал, что положения аукционной документациине соответствуют Закону о контрактной системе. Просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчикас доводами жалобы не согласилась, просила признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
26.12.2017 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0862300037217000082и документация об аукционе на строительство незавершенного строительством объекта "148-квартирный жилой дом N13 в МКР 3 г. Кировград.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 223 887 650,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать единым требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Требования к участникам закупки, соответствующие ст. 31 Закона о контрактной системе, установлены в п. 12.1 Части I "Общая часть" документации электронного аукциона, в том числе: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее - СРО), что должно быть подтверждено наличием действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации, выданной по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и в которой должны содержаться сведения:
а) о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров;
б) о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Член СРО должен быть зарегистрирован в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована СРО, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ.
Указанные требования не распространяются на случаи, предусмотренные частями 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.
При этом, совокупный размер обязательств по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать (с учетом цены контракта, заключаемого по результатам настоящего аукциона или конкурса) предельный размер обязательств, исходя из которого участник закупки внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Согласно ч.1 ст.105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. В соответствии с п. 1 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 55.2 ГрК РФ статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) в целях, предусмотренных статьей 55.1 ГрК РФ, при условии ее соответствия требованиям, установленным статьей 55.4 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 55.4 ГрК РФ некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда, индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно осуществляющими строительство, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, и индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство и указанных в пунктах 1 и 2 части 3 статьи 55.6 ГрК РФ;
2) отсутствие у некоммерческой организации территориальных подразделений, обособленных филиалов и представительств, расположенных за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором такая некоммерческая организация зарегистрирована;
3) наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 ГрК РФ;
4) наличие у некоммерческой организации стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов, разработка и утверждение которых саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.5 ГрК РФ являются обязательными.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.
В силу ч. 13 ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" некоммерческие организации, сведения о которых не внесены в установленном порядке в государственный реестр саморегулируемых организаций, не вправе использовать в своем наименовании, а также при осуществлении своей деятельности слова "саморегулируемая", "саморегулирование" и производные от слова "саморегулирование".
Согласно Государственному реестру саморегулируемых организаций (http://sro.gosnadzor.ru/),Единому реестру членов СРО (http://reestr.nostroy.ru/reestr) сведения о СРО, членом которой являетсязаявитель,а именно, Ассоциации строительных компаний "Саморегулируемая организация "Союз строителей",исключены из государственного реестра СРО (Приказ Ростехнадзора от 22.12.2017 N СП-150).
Таким образом,СРО, в которой состоит заявитель, утратила статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций, ввиду чего члены данной некоммерческой организациине вправе выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Данное обстоятельство исключает участие заявителя в электронном аукционе N 0862300037217000082, ввиду чего, положения аукционной документации не могут нарушить права и законные интересы заявителя ООО "Наво-Строй".
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системестандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Заказчиком в Разделе II Документации об аукционе в электронной форме установлены функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров, используемых при выполнении работ, в том числе по поз. 8,9,13:
N п/п |
Наименование товара |
Значения и показатели функциональных характеристик и качественных свойств товара (минимальное и/или максимальное значение, или показатель который не может изменяться) |
8 |
Унитаз керамический |
Унитаз: фарфоровый или полуфарфоровый или фаянсовый |
Унитаз соответствует ГОСТ 30493-96, ГОСТ 15167-93 | ||
Унитаз: тарельчатый с косым выпуском с цельноотлитой полочкой или козырьковый с косым выпуском без цельноотлитой полочки или воронкообразный с косым выпуском с цельноотлитой полочкой | ||
Сорт унитаза: 1 или 2 или 3 | ||
Отверстия для крепления: 2 или 4 | ||
Габаритные размеры унитаза (HхLхВ), мм: не более 400 х 605 х 360 | ||
Водопоглощение изделия: не более 12 % | ||
Унитаз выдерживает нагрузку: не менее 2,0 кН | ||
Изделие покрыто белой или цветной глазурью | ||
Полезный объем смывных бачков не менее 6,0 л | ||
| ||
9 |
Плиты бетонные тротуарные |
Плита квадратная или прямоугольная из тяжелого или мелкозернистого бетона, класс бетона по прочности на сжатие не менее В25 и соответствует требованиям ГОСТа 17608-91 |
Марка бетона по морозостойкости F200 | ||
В качестве крупного заполнителя щебень | ||
Длина плиты не менее 200 Ширина плиты, мм: не менее 120 | ||
Толщина: от 50 мм | ||
Водопоглощение бетона плит не превышает по массе 6 % | ||
Масса: от 4,8 кг | ||
13 |
Блок дверной стальной |
Блок дверной стальной внутренний с установленными запирающими устройствами |
Безотказность на открывание-закрывание: не менее 200000 циклов | ||
Блок дверной стальной соответствует ГОСТ 31173-2003 | ||
Исполнение: обычное или усиленное | ||
Класс по показателю приведенного сопротивления теплопередаче: 1 или 2 | ||
Класс по показателю воздухо-, водопроницаемости: не ниже 2 | ||
Класс прочности: М1 или М2 или М3 | ||
Полотна дверных блоков представляют собой конструкцию, сваренную из стальных листов и прямоугольных или гнутых профилей | ||
Дверной блок оснащен замками III или IV класса по ГОСТ 5089-2011, усиленными петлями, блокировочными противосъемными устройствами, многоригельными замками с запиранием по периметру, замок устанавливается согласно требованиям конструкторской документации. |
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что Заказчиком по поз. 13 "Блок дверной стальной" установлены следующие характеристики: "Блок дверной стальной соответствует ГОСТ 31173-2003".
Вместе с тем, согласно Приказу Росстандарта от 22.11.2016 N 1739-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта", ГОСТ 31173-2003 утратил силу вследствие введения в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственного стандарта ГОСТ 31173-2016 "Блоки дверные стальные. Технические условия".
Таким образом, Заказчиком установлено требование по поз. 13 "Блок дверной стальной" о соответствии товара недействующему ГОСТ в нарушение пп.1-2 ч.1, ч. 2 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
По поз. 9 "Плиты бетонные тротуарные" Заказчиком установлены, в том числе, следующие характеристики: "Длина плиты не менее 200".
Таким образом, по поз. 9 "Плиты бетонные тротуарные" Заказчиком установлено значение показателя "Длина плиты не менее 200" в нарушение пп.1-2 ч.1, ч. 2 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как не указаны единицы измерения данного показателя, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет определить потребность заказчика.
Попоз. 8 "Унитаз керамический"Заказчиком установлены следующие характеристики, в том числе: "Габаритные размеры унитаза (HхLхВ), мм: не более 400 х 605 х 360".
В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано, что в отношении значений размерных показателей (габаритные размеры) слова "не более", "не менее", "более", "менее", "от", "до" или аналогичные по смыслу слова, если они указаны единожды, то такие слова относятся ко всем значениям показателя.
Таким образом, Заказчиком установлено требование, в том числе, к длине унитаза как "не более 605 мм". Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 30493-96 "Изделия санитарные керамические. Типы и основные размеры" установлено, что длина унитаза должна составлять "не менее 605* мм (*Допускается по согласованию потребителя и изготовителя изготовлять унитазы длиной 575 мм).
Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком установлено значение показателя "Габаритные размеры унитаза (HхLхВ), мм: не более 400 х 605 х 360" в нарушение пп.1-2 ч.1, ч.2 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как установленное значение показателя вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет определить потребность заказчика и допускает возможность указания значения показателя, соответствующего требованиям аукционной документации, но противоречащегоположениям ГОСТ 30493-96 "Изделия санитарные керамические. Типы и основные размеры".
За утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0862300037217000082-1 от 15.01.2018 г. не содержит в себе сведений предусмотренных п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе, а именно, в протоколе не указано обоснование решения об отказе в допуске к участию в аукционе участнику закупки с порядковым номером 2 с указанием положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией.
Сформировав протокол, не содержащий обоснования отклонения заявкис указанием положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией, аукционная комиссия нарушила требования п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуООО "Наво-Строй"признать необоснованной.
2. В действиях аукционной комиссии Заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Кировградского городского округа" выявлено нарушение п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. В действиях Заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Кировградского городского округа" выявлено нарушение пп.1-2 ч.1, ч. 2 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Кировградского городского округа", уполномоченному органу в лице Муниципального казенного учреждения "Административно-диспетчерская служба Кировградского городского округа", Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение аукционной документации на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение документации N 0862300037217000082,с объяснением по факту выявленного нарушения ____________ 2018 г. в __-__.
6. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, ответственного за составление протокола N 0862300037217000082-1 от 15.01.2018 г. электронного аукциона извещение N 0862300037217000082, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, на составление протокола об административном правонарушении с объяснением по факту выявленного нарушения по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж, ______________ 2018 г. в __:__.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 января 2018 г. N 48-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2018