Резолютивная часть решения оглашена 15 января 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 18 января 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ЭЛЕКТРОСНАБ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку хозяйственных товаров (изв. N0369300068717000116) в присутствии:
- представителя ГБУЗ "Городская больница г. Верхний Уфалей" (далее - заказчик) Предеиной С.В., действующего на основании доверенности от 12.01.2018;
- представителя ИП Лац А.О. (далее - заинтересованное лицо) Гадыевой Н.Н., действующего на основании доверенности от 15.01.2017;
- представителя ООО "ЭЛЕКТРОСНАБ" (далее - Общество, заявитель) Денисенкова С.Е., действующего на основании доверенности N 1 от 15.01.2018,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 29.12.2017 поступила жалоба ООО "ЭЛЕКТРОСНАБ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку хозяйственных товаров (изв. N0369300068717000116) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик 26.12.2017 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 51 052,30 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 09.01.2018 в 07:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в пункте 6 спецификации аукционной документации в отношении закупаемого стирального порошка указано слово "детский". По мнению заявителя, данная характеристика не предусмотрена государственными стандартами, регламентирующими общие требования к средствам для стирки. Указанное обстоятельство не соответствует требованиям пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и на Комиссии указал следующее.
Указание в пункте 6 спецификации аукционной документации в отношении закупаемого стирального порошка слова "детский" обусловлено потребностью медицинского учреждения. Так, данный стиральный порошок предназначен для стирки детского белья в педиатрическом и акушерско-гинекологическом отделениях ГБУЗ "Городская больница г. Верхний Уфалей", в целях исключения риска возникновения аллергических реакций у детей раннего возраста.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из совокупного толкования указанных норм следует, что при осуществлении закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заказчик в аукционной документации должен прописывать только те характеристики и требования, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела, предметом закупки является поставка хозяйственных товаров.
В спецификации (приложение N 1 к заявке на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) содержится наименование и описание объекта закупки. Так, в соответствии с пунктом 6 спецификации заказчику требуется товар с наименованием "Порошок стиральный детский".
Как следует из пояснений представителя заказчика, а также разъяснения положений аукционной документации от 28.12.2017, данный стиральный порошок предназначен для стирки детского белья в педиатрическом и акушерско-гинекологическом отделениях ГБУЗ "Городская больница г. Верхний Уфалей", в целях исключения риска возникновения аллергических реакций у детей раннего возраста.
Вместе с тем, заказчиком не пояснено, какими нормами действующего законодательства Российской Федерации предусмотрена возможность указания в отношении стирального порошка слова "детский".
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, действующим законодательством Российской Федерации в отношении стиральных порошков не предусмотрена такая характеристика как "детский". Так, в государственных стандартах, регламентирующих общие требования к средствам для стирки (ГОСТ 32479-2013, ГОСТ Р 52488-2005, ГОСТ 25644-96), в отношении указанных средств отсутствует показатель "детский".
Более того, исходя из пояснений заказчика, разъяснения положений аукционной документации от 28.12.2017, содержащееся в наименовании товара слово "детский" отражает функциональное назначение закупаемого товара и не является его характеристикой.
С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что описание объекта закупки не носит объективного характера, в связи с установлением заказчиком требований к товару, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии в действиях заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
1. Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания статьи 190 Гражданского кодекса РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В силу статьи 193 Гражданского кодекса РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются, в том числе 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово.
В извещении о проведении электронного аукциона, части 1 Информационной карты, пункте 8 части 2 Информационной карты аукциона указано, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 51 052,30 рублей.
Согласно материалам дела, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в единой информационной системе 26.12.2017 в 10:01.
Срок подачи заявок на участие в аукционе истекает 09.01.2018 в 07:00.
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, последний день срока, предусмотренного частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, приходится на нерабочий праздничный день 02.01.2018. С учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса РФ, днем окончания указанного срока будет считаться ближайший следующий за ним рабочий день 09.01.2018.
Фактически извещение о проведении аукциона размещено заказчиком в единой информационной системе с нарушением требований части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, что, в свою очередь, привело к сокращению срока подачи заявок на один день.
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как установлено материалами дела, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в единой информационной системе 26.12.2017 в 10:01. Срок подачи заявок на участие в аукционе истекает 09.01.2018 в 07:00. Соответственно, участник вправе направить запрос о даче разъяснений положений аукционной документации с момента размещения извещения до 05.01.2018 включительно. С учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса РФ, срок предоставления заказчиком разъяснений положений документации об аукционе начинается с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона (26.12.2017) и истекает 09.01.2018.
Вместе с тем, в пункте 1.2 части 1 Информационной карты аукциона указаны следующие даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации об аукционе: с 27.12.2017 по 29.12.2017.
Фактически заказчиком в аукционной документации установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений такой документации без учета положений частей 3, 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Более того, в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru заказчиком размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе от 28.12.2017 NРД1.
Однако, разъяснения положений аукционной документации, размещенные заказчиком в единой информационной системе, не содержат указания на предмет поступившего от участника запроса, что не соответствует требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В подпункте 4 пункта 19 части 2 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлено требование о предоставлении участниками в составе второй части заявки, в качестве документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, копии регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации).
Вместе с тем, указанное требование является ненадлежащим и не относится к объекту закупки (поставка хозяйственных товаров), поскольку в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, регистрационное удостоверение выдается исключительно на лекарственные препараты и медицинские изделия, подтверждает факт государственной регистрации препарата, медицинского изделия на территории Российской Федерации.
Таким образом, в аукционной документации установлены ненадлежащие требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, что, в свою очередь, свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ЭЛЕКТРОСНАБ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку хозяйственных товаров (изв. N0369300068717000116) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 63, пунктов 2, 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 января 2018 г. N 7-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2018