Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 19 января 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу МУП "Теплоком" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию объектов электроснабжения г. Чебаркуль (изв. N0369300008417000356) в присутствии:
- представителей Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Чебаркульского городского округа (далее - заказчик) Еремина О.В., Шаландина А.В., действующих на основании доверенностей от 15.01.2018 N 35, от 15.01.2018 N 34;
- представителя МУП "Теплоком" (далее - Общество, заявитель) Медведевой Б.Б., действующего на основании доверенности от 15.01.2018,
в отсутствие представителей Администрации Чебаркульского городского округа (далее - уполномоченный орган),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 10.01.2018 поступила жалоба МУП "Теплоком" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию объектов электроснабжения г. Чебаркуль (изв. N0369300008417000356) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик, уполномоченный орган 25.12.2017 объявили о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 337 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 09.01.2018 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком сокращен срок подачи заявок, что привело к невозможности участия МУП "Теплоком" в настоящем аукционе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на Комиссии указали следующее.
Извещение о проведении аукциона размещено заказчиком в установленный законом срок.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания статьи 190 Гражданского кодекса РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В силу статьи 193 Гражданского кодекса РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются, в том числе 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово.
В извещении о проведении электронного аукциона, пункте 5 Информационной карты аукционной документации указано, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 337 000,00 рублей.
Согласно материалам дела, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в единой информационной системе 25.12.2017 в 10:51.
Срок подачи заявок на участие в аукционе истекает 09.01.2018 в 10:00.
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, последний день срока, предусмотренного частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, приходится на нерабочий праздничный день 01.01.2018. С учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса РФ, днем окончания указанного срока будет считаться ближайший следующий за ним рабочий день 09.01.2018.
Фактически извещение о проведении аукциона размещено заказчиком в единой информационной системе с нарушением требований части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, что привело к сокращению срока подачи заявок на один день, а также к невозможности участия в аукционе участников, специализирующихся на выполнении работ, обозначенных в аукционной документацией.
Так, на участие в закупке подана одна заявка. В соответствии с протоколом N224-Э/17 от 12.01.2018 аукцион признан несостоявшимся на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, следует отметить, что действия заказчика по размещению в единой информационной системе извещения с нарушением срока, указанного в части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, привели к невозможности участия в аукционе МУП "Теплоком", имевшего намерение выполнить работы, предусмотренные документацией о закупке, о чем, в свою очередь, свидетельствует платежное поручение N 1 от 08.01.2018, подтверждающее факт оплаты средств для обеспечения участия в рассматриваемом аукционе.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
1. В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
При этом, наличие предусмотренной частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе обязанности по осуществлению закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не освобождает заказчиков от соблюдения иных норм законодательства о контрактной системе (в том числе статьи 8 Закона о контрактной системе, устанавливающей запрет на совершение действий, приводящих к необоснованному ограничению числа участников).
Исходя из содержания части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно материалам дела, заказчиком осуществляется закупка у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. В связи с чем, в извещении о проведении аукциона, пункте 16 Информационной карты аукционной документации установлено предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе ограничение в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вместе с тем, действия заказчика по установлению данного ограничения в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) могут привести к необоснованному сокращению числа участников аукциона, нарушению их права стать подрядчиком. Так, например, у МУП "Теплоком", имеющего намерение выполнить предусмотренные аукционной документацией работы, но, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, не являющегося субъектом малого предпринимательства, отсутствует возможность подать заявку на участие в рассматриваемой закупке и реализовать предусмотренное статьей 8 Закона о контрактной системе право стать подрядчиком.
О сокращении числа участников также могут свидетельствовать результаты аукциона. Так, на участие в закупке подана одна заявка. В соответствии с протоколом N224-Э/17 от 12.01.2018 аукцион признан несостоявшимся на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе.
С учетом совокупности указанных обстоятельств, результатов аукциона, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что в данном случае действия заказчика по установлению предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе ограничения в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) являются необоснованными и нарушают положения статьи 8 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 4 статьи Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
2.1. Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
В разделе 7 проекта контракта предусмотрена ответственность заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Вместе с тем, в проекте контракта в отношении заказчика не установлена пеня, начисляемая за просрочку исполнения обязательств по контракту, что, в свою очередь, не соответствует части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2.2. Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042).
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В пунктах 5.4.3, 5.4.8 проекта контракта предусмотрена, например, обязанность подрядчика обеспечивать соответствие выполненных работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности, государственным стандартам, лицензирования и т. п., установленным действующим законодательством Российской Федерации, а также обязанность предоставить заказчику сведения об изменении своего фактического местонахождения в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения. По мнению Комиссии Челябинского УФАС России, указанные обязательства не имеют стоимостного выражения, в связи с чем заказчик должен установить в проекте контракта штраф, предусмотренный пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Вместе с тем, заказчиком в проекте контракта в отношении подрядчика не предусмотрен штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по контракту, которое не имеет стоимостного выражения. Данное обстоятельство не соответствует частям 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы МУП "Теплоком" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию объектов электроснабжения г. Чебаркуль (изв. N0369300008417000356) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения статьи 8, части 3 статьи 30, частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 января 2018 г. N 10-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2018