Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБОУ ДО "ВДЦ "Смена" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по модернизации внутриплощадочных инженерных сетей "Парка будущего" и площади "Молодые профессионалы"" (извещение N 0318100028517000380) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком при описании объекта закупки установлены избыточные требования к товарам, а также требования, не соответствующие ГОСТ. Кроме того, заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении маркировки товара, а также неправомерные требования к указанию конкретного значения гарантийного срока.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБОУ ДО "ВДЦ "Смена" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по модернизации внутриплощадочных инженерных сетей "Парка будущего" и площади "Молодые профессионалы"" (извещение N 0318100028517000380).
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 187 803,93 рублей.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В инструкции по заполнению заявки аукционной документации установлено: "Участником закупки указывается наименование, условное обозначение, маркировка и комплектация товара (работы, услуги) в полном соответствии с ГОСТ, в случае, если в документации установлено требование соответствия ГОСТам закупаемых/используемых товаров (работ, услуг) и ГОСТы содержат требования к условному обозначению, маркировке и комплектации товаров, являющихся предметом закупки. Например, по товару "Гвозди", в соответствии с государственным стандартом условное обозначение строительных гвоздей с конической головкой, круглых, диаметром 2,5 мм и длиной 60 мм: "Гвозди К 2,5х60 ГОСТ 4028-63". Заявка участника закупки, не соответствующая требованиям данного пункта, не будет допущена к участию в аукционе".
Законом о контрактной системе установлена обязанность заказчика формировать описание объекта закупки с учетом стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Участник при подаче первой части заявки указывает конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Также Заявитель указывает, что требование инструкции по заполнению заявки "В случае, если в аукционной документации указано требование, что гарантийный срок хранения, годности и/или эксплуатации товара должен быть не менее срока, установленного заводом-изготовителем, участник в заявке должен указать конкретное значение гарантийного срока, соответствующее гарантийному сроку установленному заводом-изготовителем. Отсутствие конкретного значения гарантийного срока хранения, годности и/или эксплуатации товара, является основанием для отклонения заявки на участие в аукционе" противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, данное положение Инструкции по заполнению заявки применяется в случае установления требований, предусмотренных в аукционной документации. В настоящей аукционной документации данное требование отсутствует.
В приложении N1 к техническому заданию заказчиком установлены следующие требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ:
52 |
Щебень из природного камня |
Описание |
Щебень из осадочных пород, щебень из изверженных (интрузивных) пород; щебень из осадочных пород, щебень из изверженных (эффузивных) пород; щебень из осадочных пород, щебень из гравия |
- |
Содержание зерен слабых пород |
не более 15 |
% по массе |
||
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы |
не более 50 |
% по массе |
||
Марка по дробимости |
600 |
- |
||
Группа |
В пределах1-5 |
- |
В соответствии с ГОСТ 8267-93 содержание зерен слабых пород в щебне и гравии в зависимости от вида горной породы и марки по дробимости не должно быть более указанного в таблице 7.
Таблица 7
|
|
|
|
|
|
Вид породы и марка по дробимости щебня и гравия |
Содержание зерен слабых пород, % по массе |
|
|
|
Щебень из изверженных, метаморфических и осадочных горных пород марок:
|
|
|
|
|
1400; 1200; 1000
|
5 |
|
|
|
800; 600; 400
|
10 |
|
|
|
300 |
15 |
|
|
|
Щебень из гравия и валунов и гравий марок:
|
|
|
|
|
1000; 800; 600
|
10 |
|
|
|
400 |
15 |
|
Таким образом, заказчиком установлены требования, которые вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать значение показателей, соответствующие аукционной документации, но противоречащие ГОСТ.
Аналогичные требования, которые вводят участников закупки в заблуждение и не позволяет корректно подать заявку на участие в электронному аукционе, установлены заказчиком также по п. "Люки чугунные", п. "Лесоматериалы круглые хвойных пород для строительства", п. "Трубы напорные из полиэтилена низкого давления среднего типа, наружным диаметром 250 мм".
В соответствии с п.4.3.2 ГОСТ 8267-93 форму зерен щебня и гравия характеризуют содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы.
Щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы подразделяют на пять групп, которые должны соответствовать указанным в таблице 2.
Таблица 2 |
|
|
Группа щебня |
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе |
|
1 |
|
До 10 включ. |
2 |
|
Св. 10 до 15 включ. |
3 |
|
" 15 " 25 " |
4 |
|
Св. 25 до 35 включ. |
5 |
|
" 35 " 50 " |
Примечание - По согласованию изготовителя с потребителем допускается выпуск щебня из изверженных горных пород, содержащего св. 50%, но не более 65% зерен пластинчатой (лещадной ) и игловатой формы. |
Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе установлены требования к указанию конкретного значения показателя "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы", которое определяется по результатам проведенных испытаний. При этом, данная характеристика определяется группой щебня, требование к которой также установлено заказчиком.
Аналогичные избыточные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, значения которых определяются по результатам проведенных испытаний, установлены заказчиком также по ряду иных позиций приложения N1 к техническому заданию, например:
- по п. 47 "Грунтовка красно-коричневая":
Массовая доля нелетучих веществ |
[54-60] |
|
% |
Время высыхания до степени 3 при (105 |
Должна быть |
|
ч |
- по п.49 "Шнур асбестовый общего назначения"
Массовая доля асбестового волокна |
Не менее 78 |
|
% |
Массовая доля влаги |
Не должна превышать 4,5 |
|
% |
- по п. 51 "Песчано-гравийная смесь"
Содержание пылевидных и глинистых частиц |
>5 не допускается |
|
% по массе |
- по п.9 "Трубка поливинилхлоридная"
Температура размягчения |
максимально 190 |
|
|
- по п.12 "Толь гидроизоляционный"
Температура размягчения пропиточного состава |
38_62 |
|
°С |
- по п.14 "Сталь полосовая"
Временное сопротивление |
[380-490] |
|
Н/мм2 |
Относительное удлинение |
Должно быть минимально 26 |
|
% |
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указывает, что щебень "фракция диапазон 10-20/диапазон 40-70", требуемый заказчиком не выпускают.
В соответствии с п.4.2.1 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Вместе с тем, в документах, подтверждающих качество поставляемого товара (например, сертификат соответствия) фракцию щебня указывают, в том числе, в виде диапазона значений - 40-70, 10-20.
В связи с чем, установленные требования не противоречат Закону о контрактной системе.
Заявитель указывает, что заказчиком установлены требования по п.11 технического задания, которые вводят участников закупки в заблуждение.
11 |
Плиты железобетонные покрытий, перекрытий и днищ |
Масса изделия |
Не должна быть |
кг |
Длина |
Должна быть от 4760 до 6120 |
мм |
||
Выдерживаемая нагрузка без учета веса плиты |
Должна быть до 950 |
кгс/м2 |
||
Высота |
Должна быть в пределах 215-225 |
мм |
||
Ширина |
Должна быть 1190 или более |
мм |
Таким образом, Заказчиком установлены требования к материалам, позволяющие предоставить характеристики предлагаемого товара.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - ФГБОУ ДО "ВДЦ "Смена" нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБОУ ДО "ВДЦ "Смена" (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N14
по делу NЭА-62/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
18 января 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), на основании своего решения от 18.01.2018 г. по делу NЭА-62/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Скорость" на действия заказчика - ФГБОУ ДО "ВДЦ "Смена" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по модернизации внутриплощадочных инженерных сетей "Парка будущего" и площади "Молодые профессионалы"" (извещение N 0318100028517000380) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе предписывает:
1. Заказчику - ФГБОУ ДО "ВДЦ "Смена" (единой комиссии) устранить нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, а именно:
- отменить протоколы, составленные в ходе размещения закупки (электронный аукцион N 0318100028517000380);
- внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 18.01.2018 по делу N ЭА-62/2018;
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона N 0318100028517000380. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7 рабочих дней с момента его получения.
5. Заказчику в письменном виде в срок до 16.02.2018 сообщить об исполнении предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 января 2018 г. N ЭА-62/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2018