Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Лорикян <_> (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБУ санаторий "Юность" Минздрава России при проведении электронного аукциона: "Поставка овощей и фруктов" (извещение N 0318100058817000051) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует необоснованный, по его мнению, отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Заявка ИП Лорикян <_> отклонена правомерно.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБУ санаторий "Юность" Минздрава России проводился электронный аукцион: "Поставка овощей и фруктов" (извещение N 0318100058817000051).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 660 000,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.01.2018 г N0318100058817000051-1 ИП Лорикян <_> отказано в допуске на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, а именно:
В соответствии с пп.б п.1) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на поставку товара: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки "Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами, терминами и знаками (с учетом всех возможных их чисел и родов): "эквивалент", "аналог", "или", "либо", "должен", "требуется", "должен быть", "не должен", "не должен быть", "обязательно", "необходимо", "требования", "нужно", "рекомендуется", "может быть", "может", "не допускается". Сведения, представленные в составе первых частей заявок, не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование".
В приложении N1 к аукционной документации заказчиком установлены характеристики товаров, требуемых к поставке:
11 |
Лук зеленый |
01.13.44.000 |
Соответствие ГОСТ Р 55652-2013. 1 сорт. Длина пера лука в диапазоне 35-45 см. Луковица и перья зеленого лука целые, здоровые, свежие, чистые, характерной для ботанического сорта формы и окраски, с аккуратно подрезанными корнями у донца, без повреждений болезнями и сельскохозяйственными вредителями, без излишней внешней влажности. Потребительская зрелость должна обеспечивать сохранение качества при транспортировке, погрузке, разгрузке и доставке зеленого лука. Наличие минеральных и посторонних примесей не допускается. Запах и вкус: свойственные данному сорту, без постороннего запаха и привкуса. Цвет: зеленый, свойственный данному ботаническому сорту. Наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных, яиц гельминтов и цист кишечных патогенных простейших в свежем зеленом луке не допускается. Требования к упаковке - лук должен быть подготовлен и расфасован в виде пучков в упаковку из полимерных материалов, разрешенную для контакта с пищевыми продуктами, массой нетто диапазона 300-400 г. Не допускается растение цветущее, засохшее, вялое, загнившее. Содержание в свежем зеленом луке токсичных элементов, пестицидов, нитратов, радионуклидов не должно превышать допустимые уровни, установленные ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции". |
кг. |
320 |
24 |
Шиповник |
02.30.40.120 |
Соответствие ГОСТ 1994-93. Внешний вид: цельные, очищенные от чашелистиков и плодоножек ложные плоды разнообразной формы: от шаровидной, яйцевидной или овальной до сильно вытянутой веретеновидной; длина плодов 0,7-3 см, диаметр - 0,6-1,7 см. Цвет: от оранжево-красного до буро-красного. Влажность, %, не более 15,0. Без посторонних примесей. Требования к упаковке: в бумажных пакетах по 100 гр. |
кг. |
100 |
ИП Лорикян <_> в своей заявке указала характеристики поставляемого товара, в том числе требования к упаковке:
11 |
Лук зеленый Российская Федерация |
Соответствие ГОСТ Р 55652-2013. 1 сорт. Длина пера лука 37-43 см. Луковица и перья зеленого лука целые, здоровые, свежие, чистые, характерной для ботанического сорта формы и окраски, с аккуратно подрезанными корнями у донца, без повреждений болезнями и сельскохозяйственными вредителями, без излишней внешней влажности. Потребительская зрелость обеспечивает сохранение качества при транспортировке, погрузке, разгрузке и доставке зеленого лука. Отсутствие минеральных и посторонних примесей. Запах и вкус: свойственные данному сорту, без постороннего запаха и привкуса. Цвет: зеленый, свойственный данному ботаническому сорту. Отсутствие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных, яиц гельминтов и цист кишечных патогенных простейших в свежем зеленом луке. Требования к упаковке - лук подготовлен и расфасован в виде пучков в упаковку из полимерных материалов, разрешенную для контакта с пищевыми продуктами, массой нетто 300-400 г. Отсутствие растение цветущее, засохшее, вялое, загнившее. Содержание в свежем зеленом луке токсичных элементов, пестицидов, нитратов, радионуклидов не превышает допустимые уровни, установленные ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции". |
кг. |
320 |
24 |
Шиповник Российская Федерация |
Соответствие ГОСТ 1994-93. Внешний вид: цельные, очищенные от чашелистиков и плодоножек ложные плоды разнообразной формы: яйцевидной; длина плодов 2 см, диаметр - 1 см. Цвет: буро-красный. Влажность, %, 15,0. Без посторонних примесей. Требования к упаковке: в бумажных пакетах по 100 гр. |
кг. |
100 |
Представленные в заявке сведения не содержат двусмысленного толкования, поскольку характеристики упаковки указаны участником конкретно.
Таким образом, отклонение заявки ИП Лорикян <_> по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.01.2018 г N0318100058817000051-1, противоречит положениям Закона о контрактной системе и аукционной документации.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
В соответствии с требованиями ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В п.29 Информационной карты установлена дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации 09.01.2018 г.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 09.01.2018 г.
В силу ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, дата и время окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации приходятся на праздничный нерабочий день и перенесено заказчиком на первый рабочий день. При этом, дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе совпадает с датой окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации, что не обеспечивает участникам закупки возможность получения ответа на поданный запрос.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 ст.34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 ст.34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В проекте контракта отсутствует условие об ответственности заказчика в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, начисляемых в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено ограничение: "Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций".
При этом, в п.6.2. проекта контракта предусмотрено: "Оплата производится Заказчиком за фактически поставленный товар Поставщиком, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в течение 15 (пятнадцати) банковских дней со дня подписания Сторонами товарной накладной, на основании выставленного Поставщиком счета/счета-фактуры".
Таким образом, требования к сроку оплаты выполненных работ, установленные заказчиком в п.6.2. проекта контракта, противоречат нормам ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что заказчик внес изменения в план-график 20.12.2017 г., при этом извещение о проведении электронного аукциона, в нарушение положений Закона о контрактной системе, размещено 27.12.2017 г.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии согласился с данным нарушением.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.3) ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании п.6) Приложения N 2 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 года) устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки при оказании услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей.
При этом, п.6 Приложения N 2 к Постановления Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 года распространяется на случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием. Заказчик проводит электронный аукцион.
Таким образом, заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации заказчиком установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 года N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Однако, в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 года N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если: а) в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа. При этом, 70% закупаемых Заказчиком Товаров не включены в перечень, установленный в соответствии с вышеупомянутым Приказом.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Лорикян <_> обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - ФГБУ санаторий "Юность" Минздрава России нарушение ч.5 ст.34, ч.4 ст.65, ч.4, ч.5 ст.67, ч.2 ст.31, ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - ФГБУ санаторий "Юность" Минздрава России (Единой комиссии) предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N19
по делу NЭА-67/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
22 января 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) на основании своего решения от 22.01.2018 г. по делу NЭА-67/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Лорикян <_> на действия заказчика - ФГБУ санаторий "Юность" Минздрава России при проведении электронного аукциона: "Поставка овощей и фруктов" (извещение N 0318100058817000051) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе предписывает:
1. Заказчику - ФГБУ санаторий "Юность" Минздрава России (Единой комиссии) устранить нарушение ч.5 ст.34, ч.4 ст.65, ч.4, ч.5 ст.67, ч.2 ст.31, ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе, а именно:
- отменить протоколы, составленные в ходе размещения закупки (электронный аукцион N 0318100058817000051);
- аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя), объявленное извещением N 0318100058817000051.
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки на участие в указанном электронном аукционе об отмене протоколов и аннулировании определения поставщика. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Разблокировать средства участников закупки, внесенные в качестве обеспечения заявки.
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 22.02.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 января 2018 г. N ЭА-67/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2018