Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Председателя Комиссии:
"_" - руководитель Управления,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления;
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления,
при участии:
от Заявителей - представителей не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СтройСервис" (ИНН: 0323393020) (далее - Заявитель 1), ООО "Перспектива" (ИНН: 6317115266) (далее - Заявитель 2), на действия Администрация МО с. Красноселькуп (ИНН: 8912002271) (далее - Заказчик), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования село Красноселькуп", начальная (максимальная) цена контракта - 18 672 000, 00 рублей (извещение N 0190300005117000286http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалобы Заявителей на действия Заказчика.
Предмет закупки - "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования село Красноселькуп";
Дата и время начала подачи заявок - 13.12.2017 с 20:17;
Дата и время окончания подачи заявок - 29.12.2017 до 08:30;
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 672 000, 00 рублей;
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
Извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Жалобы поданы в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Заявители считают, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
1) Заказчиком в п. 2.4 проекта контракта установлено условие предписывающее представлять подрядчику, независимо от того какая система налогообложения им применяется счета-фактуры (Заявитель 1).
2) Заказчиком в п. 16 информационной карты излишне установлены дополнительные требования к опыту участника закупки (Заявитель 1).
3) В аукционной документации отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации (Заявитель 2).
4) Заказчик неверно указал антидемпинговые меры (Заявитель 2).
5) Заказчик установил разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта (Заявитель 2).
Заказчик с доводами Заявителей частично согласен.
1. В соответствии с п. 2.4 Проекта контракта "Расчет с Подрядчиком за фактически выполненные работы осуществляется Заказчиком ежемесячно, в рублях Российской Федерации путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 15 рабочих дней со дня подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и счет-фактуры на оплату выполненных работ.
Оплата выполненных работ за декабрь 2018 г. осуществляется в течение 3 календарных дней с момента предоставления Подрядчиком счета-фактуры, акта о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, предоставленных не позднее 25.12.2018 г.".
Пунктом 3 ст. 169 гл. 21 Кодекса предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 169 Кодекса счета-фактуры имеют право выставлять комиссионеры (агенты), в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени.
В иных случаях организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, оформлять счета-фактуры не должны.
В своих возражениях Заказчик сообщает что, сведения о применяемой участниками системе налогообложения не включены в перечень документов и сведений, которые участники закупки должны представлять в составе заявки на участие в закупке.
Законом о контрактной системе не определен порядок действий Заказчика в случае, если победитель конкурентной процедуры использует упрощенную систему налогообложения.
Условие о выставлении счета-фактуры относится к участникам закупки, осуществляющим свою деятельность в общем налоговом режиме. В случае признания победителем аукциона участника закупки, осуществляющего свою деятельность по упрощенной системе налогообложения, выставление счета-фактуры для оплаты выполненных работ не требуется.
Комиссия считает что, довод жалобы Заявителя 1 необоснованным.
2. В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99), дополнительные требования к Участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлены в приложении N 1 к Постановлению N99.
Как утверждает Заказчик:
"В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования село Красноселькуп" имеют код ОКПД 2 42.11.10.129 - Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги, не включенные в другие группировки (введен Изменением 19/2017 ОКПД2, утв. Приказом Росстандарта от 03.05.2017 г. N 347-ст).
Таким образом вышеуказанный код ОКПД 2 относится к классу 42 кода ОКПД 2, который предусмотрен Постановлением N 99.
Следовательно, так как начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей и закупка на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования село Красноселькупотносится классу ОКПД2 42 "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства", то Заказчиком были установлены дополнительные требования к участникам закупки по Постановлению от 04.02.2015 г. N 99".
Согласно позиции 2 приложения N 1 Постановления N99 к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог утверждена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Классификация). Классификация распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) и устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Из смысла приведенных положений Постановления N 99 во взаимосвязи с кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2), следует, что такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.
Вышеуказанная позиция находит свое подтверждение в решении Верховного Суда РФ от 22.08.2016 N АКПИ16-574.
В то же время из содержания рассматриваемых положений Постановления N 99 не следует, что к перечисленным работам строительным, в отношении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, относятся и работы по текущему ремонту, с учетом того обстоятельства, что в силу пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения, в том числе аукционов, дополнительные требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
Таким образом, такое дополнительное требование предъявляется в случае, если объектом закупки являются работы строительные, которые относятся к указанным группам работ.
Согласно извещению о проведении закупки, документации об Аукционе, объектом закупки является "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования село Красноселькуп".
Комиссией установлено, что перечень работ в разделе документации потребность заказчика в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (описание объекта закупки), равно как и сам объект закупки, а соответственно, проект контракта, не содержат работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что из положений документации об Аукционе не следует, что в рамках исполнения контракта предусмотрены работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Принимая во внимание обстоятельство того, что из описания объекта закупки не следует потребность Заказчика в проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, при наличии пояснений Заказчика относительно того, что при наличии факта классификации объекта закупки в соответствии с кодом 42.11.10.129 ОКПД2 и начальной (максимальной) цены в размере 18 672 000,00 рублей, Комиссия пришла к выводу о том, что действия Заказчика, по установлению к участникам закупки дополнительных требований в соответствии с Постановлением N 99 противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев довод Заявителя 1 о неправомерном установлении Заказчиком требований в соответствии с Постановлением N 99, Комиссия считает его обоснованным.
3. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В абзаце 4 пункта 24 Раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе в электронной форме установлено:
Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются по запросам, поступившим в период с "13" декабря 2017 г. по "25" декабря 2017 г.
Таким образом, пункт 24 Раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" содержит указание на конкретные даты начала и окончания срока представления участникам закупки разъяснений положений документации и позволяют участнику закупки определить дату, с которой можно подать запрос на разъяснения положений документации, и дату, когда подача запросов на разъяснения положений документации об аукционе заканчивается.
Довод Заявителя 2 необоснован.
4. Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно извещению о проведении Аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 672 000 руб. 00 коп.
Согласно п.3.4. Проекта контракта, Если Подрядчиком, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов, ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта или информации, подтверждающей добросовестность Подрядчика.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет более пятнадцати миллионов рублей, но при этом Заказчиком в аукционной документации предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника электронного аукциона на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Заказчиком установлены ненадлежащим образом антидемпинговые меры, а именно, возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов, что не соответствует положениям, установленным в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащие антидемпинговые меры, нарушают пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод Заявителя 2 обоснован.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя 2, в документации об Аукционе неправомерно установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, что вводит участников закупки в заблуждение.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии пунктом 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 3.2 Проекта контракта документации об Аукционе установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Вместе с тем, в пункте 3.3. Проекта контракта установлено: "В случае выбора Подрядчиком обеспечения исполнения Контракта в виде внесения денежных средств, данное обеспечение будет возвращено на банковский счёт Подрядчика в течение 10 (десяти) рабочих дней после полного завершения работ, включая устранение выявленных дефектов, на основании акта о приемке выполненных работ, оформленного в установленном порядке и передачи Заказчику исполнительной документации".
При этом Законом о контрактной системе не предусмотрен запрет на установление различных сроков возврата указанного обеспечения в зависимости от способа обеспечения контракта.
Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Заказчиком, в документации об Аукционе неправомерно установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.
Установленные Заказчиком, в документации об Аукционе сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа предоставления указанного обеспечения, не противоречат Закону о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя 2 своего подтверждения не нашел.
Комиссия пришла к выводу о том, что Аукционная документация не соответствует обязательным требованиям Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика имеются нарушения требований Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания о приведении Аукционной документации в соответствие с действующим законодательством
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройСервис" (ИНН: 0323393020) на действия Заказчика - Администрация МО с. Красноселькуп (ИНН: 8912002271), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования село Красноселькуп", начальная (максимальная) цена контракта - 18 672 000, 00 рублей (извещение N 0190300005117000286http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) частично обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Перспектива" (ИНН: 6317115266) на действия Заказчика - Администрация МО с. Красноселькуп (ИНН: 8912002271), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования село Красноселькуп", начальная (максимальная) цена контракта - 18 672 000, 00 рублей (извещение N 0190300005117000286http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) частично обоснованной.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание Заказчику о приведении Аукционной документации в соответствие с действующим законодательством.
5. Передать материалы дела от 11.01.2018 N 04-01/006-2018 соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии "_"
Члены комиссии "_"
"_"
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 11 января 2018 г. N 04-02/006-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2018