Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
- Большаковой В.Н. |
- |
представителя ФГБОУ ВО "Волжский государственный университет водного транспорта" (доверенность от 17.08.2017 N35), |
- Кастровой М.А. |
- |
представителя ФГБОУ ВО "Волжский государственный университет водного транспорта" (доверенность от 12.01.2018 N 1), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЧОО "Стрелец" (далее - ООО "ЧОО "Стрелец", заявитель) о нарушении единой комиссией ФГБОУ ВО "Волжский государственный университет водного транспорта" (далее также - заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг по охране объектов ФГБОУ ВО "ВГУВТ", номер извещения 0332100017517000057,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя на действия единой комиссии заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по охране объектов ФГБОУ ВО "ВГУВТ", номер извещения 0332100017517000057 (далее также - открытый конкурс).
По мнению заявителя, единая комиссия заказчика неправомерно признала заявку заявителя не соответствующей конкурсной документации, что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители заявителя на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представители заказчика, присутствующие на заседании комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, считают жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 05.12.2017 в единой информационной системе размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по охране объектов ФГБОУ ВО "ВГУВТ", номер извещения 0332100017517000057, и конкурсная документация.
Заказчиком данной закупки выступает ФГБОУ ВО "Волжский государственный университет водного транспорта".
Предметом контракта является оказание услуг по охране объектов ФГБОУ ВО "ВГУВТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 018 500, 04 рублей.
2) В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 названного Федерального закона.
По смыслу части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация содержит, среди прочего, информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Федерального закона.
В нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе извещением об осуществлении закупки и документацией об открытом конкурсе неправомерно установлено, следующее требование: "участник должен иметь разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему, выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации (копия разрешения представляется в составе заявки)", поскольку действующим законодательством подобное требование к лицам, оказывающим услуги, предусмотренные контрактом не предусмотрены.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 6 статьи 31, Закона о контрактной системе.
3) Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
По смыслу пункта 1) части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки содержится в разделе извещении, конкурсной документации и Информационной карте, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что заказчиком в описании объекта закупки указаны охраняемые объекты, среди которых:
Номер, наименование поста охраны, состав поста |
Место расположения объектов и назначение постов охраны |
Способ оказания охранных услуг |
Пост N11 Начальник охраны объекта. Режим работы (согласно графику) |
Учебный корпус N1. Организовывать работу охранников и начальников смен на охраняемых объектах. Ведение табеля учета рабочего времени. Подбор кадров. Расстановка сил и средств. Составление отчётов о работе. Осуществление контроля противопожарного состояния на объектах университета. Проведение стажировки, инструктажа подчинённых работников по вопросам несения службы. |
Физическая охрана. |
|
Учебно-тренировочное судно "Академик" ул. Правдинская у дома N29. |
Технические средства охраны (кнопка экстренного вызова) |
Изложенное указывает на необъективность описания объекта закупки в данной части, поскольку по посту N 11 в столбце "Место расположения объектов и назначение постов охраны" фактически, содержится информация о должностных обязанностях начальника охраны объект. Кроме того, по следующей позиции заказчиком не указан номер и наименование поста охраны, состав поста и его назначение и т.д.
Следовательно, заказчик, установив требования к услугам подобным образом, нарушил положения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4) Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов, который должна содержать в себе заявка на участие в открытом конкурсе.
При этом согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 названной статьи документов и информации, не допускается.
Между тем в нарушение названной нормы заказчиком в форме конкурсной заявки истребуется копия разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5) В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 названной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок), в том числе определено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
Кроме того, конкурсная документация должна содержать предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участникам закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям.
Порядок оценки содержится в части 9 Раздела I документации.
Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен в подпункте 9.3 части 9 Раздела I документации. Величина значимости критерия установлена в п. 28 Информационной карты.
Показатели данного критерия определены следующим образом: "Показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является:
- опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма. Величина значимости показателя - 80%, коэффициент значимости показателя 0,8.
- обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами. Величина значимости показателя - 20%, коэффициент значимости показателя 0,2. Подтверждается наличием заключенных трудовых договоров с охранниками (предоставляются копии действующих трудовых договоров с охранниками, их удостоверений охранника).
При этом по показателю обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами в документации приведен следующий порядок оценки:
Устанавливается шкала оценки, определяющая значение показателя:
50 и более человек (охранников в штате организации) |
100 баллов; |
Менее 50 человек |
0 баллов |
Перечень подтверждается копиями трудовых договоров с охранниками, копиями удостоверений охранников, копии чьих трудовых договоров предоставлены).
Оценка - процесс выявления в соответствии с условиями настоящей документации по критериям оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников открытого конкурса, которые не были отклонены.
Оценка заявок по критерию "Цена контракта":
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "цена контракта" (), определяется по формуле:
а) в случае если ,
,
где:
- предложение участника конкурса, заявка которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками конкурса;
б) в случае если ,
,
где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками конкурса.
Наибольшее количество баллов (100 баллов) по критерию оценки "цена контракта" присваивается предложению с наименьшей ценой контракта. Для определения рейтинга заявки по критерию "цена контракта", количество баллов, присвоенных заявке по указанному критерию оценки умножается на коэффициент значимости этого критерия оценки.
Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Максимальное значение каждого показателя критерия по шкале составляет 100 баллов. Значение, определенное в соответствии со шкалой оценки показателей, будет скорректировано с учетом коэффициента значимости каждого показателя.
Максимальное значение критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" составляет 100 баллов. Для определения рейтинга заявки по указанному критерию оценки количество баллов, присвоенных заявке, умножается на коэффициент значимости этого критерия оценки.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
Победителем признается участник конкурса, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер".
По смыслу законодательства о контрактной системе "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены, в связи с чем в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать, помимо прочего, предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям, инструкцию для участников, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок, и понятную всем заинтересованным лицам зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия).
Поскольку данное условие в рассматриваемой конкурсной документации в полной мере не соблюдено, оценка по показателю "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" является необъективной, поскольку требуемое для 100 баллов количество "50 человек" не подтверждено, следовательно, заказчиком нарушено требование части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
6) Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 26.12.2017 NПВК1 для участия в открытом конкурсе подано три заявки.
По результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе лишь одна заявка из трех признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 26.12.2017 NПВК1 заявка ООО "ЧОО "Стрелец" с предложением по цене контракта 8 100 000.00 рублей отклонена по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 53 Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно: "заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в п.п.б) п.1) ч.2 ст.51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и в п.п.б) п.5.4.1. части I"Общие условия конкурсаконкурсной документации", в п.27 части II "Информационная карта конкурса", - представлена копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, не заверенная нотариально".
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, и в том числе выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которая получена не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса.
Аналогичное требование установлено в разделе 27 "Документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе (лоте), согласно которому".
Заявителем в составе заявки на бумажном носителе представлена электронная копия выписки из ЕГРЮЛ, полученной из ФНС России в электронной форме, подписанная ЭЦП, далее распечатанной на бумажном носителе NЮЭ9965-17-18865875 от 14.12.2017, что не соответствует требованиям законодательства и не может служить подтверждением подлинности и достоверности представленной в составе заявки на участие в конкурсе такой выписки (обмен информацией в том числе предоставление конкурсной заявки) осуществляется при проведении конкурса в письменной форме на бумажном носителе), поскольку такая распечатанная на бумажном носителе выписка из ЕГРЮЛ, с отметкой о наличии усиленной квалификационной электронной подписи сотрудника налоговой службы, не является электронным документом в смысле понятий Законодательства о контрактной системе, идентичным Выписке из ЕГРЮЛ, полученной в налоговом органе на бумажном носителе (оригинал).
Нотариально заверенная копия такой выписки также не представлена.
Таким образом, заявка ООО "ЧОО "Стрелец" фактически не содержит требуемого законодательством и документацией документа, что указывает на наличие безусловного основания для отказа в допуске к участию в названной закупке.
Следовательно, единая комиссия, приняв решение об отклонении заявки ООО "ЧОО "Стрелец" на участие в открытом конкурсе, требований законодательства о контрактной системе не нарушила.
Таким образом, жалоба заявителя признается необоснованной.
Каких-либо нарушений при проведении указанных процедур Комиссией Нижегородского УФАС России не усматривается.
7) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать уполномоченному органу, заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе являются существенными, в данном случае могут быть устранены только путем внесения изменений в извещение и конкурсную документацию на оказание услуг по охране объектов ФГБОУ ВО "ВГУВТ", номер извещения 0332100017517000057.
В связи с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику и его конкурсной комиссии.
Руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "ЧОО "Стрелец" о нарушении единой комиссией ФГБОУ ВО "Волжский государственный университет водного транспорта" требований Закона о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по охране объектов ФГБОУ ВО "ВГУВТ", номер извещения 0332100017517000057, необоснованной.
2. Признать ФГБОУ ВО "Волжский государственный университет водного транспорта" нарушившим положения части 6 статьи 31, части 1 статьи 33, части 1 статьи 50 части 5 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику и его единой комиссии предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 4 и 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Д.В. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 15 января 2018 г. N 2787
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2018