Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии - руководитель управления - Гагарина И.В.,
Заместитель председателя Комиссии - заместитель руководителя управления - начальника отдела - Корешева И.С.
Члены комиссии:
Созонова Т.В. - заместитель начальника отдела,
Никифорова Е.С. - государственный инспектор,
Достовалова М.В. - государственный инспектор,
в присутствии директора Государственного бюджетного учреждения "Курганский областной центр медицины катастроф" (далее - ГБУ "КОЦМК") Шумаева А.Ю. (приказ Департамента здравоохранения Курганской области от 01.12.2015 N412-р), представителя ГБУ "КОЦМК" Рогозиной О.В. (доверенность от 31.08.2017 N 1200);
в присутствии представителей Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Курганский авиационно-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - АНО ДПО "Курганский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России") Копылова С.П. (доверенность от 12.01.2018 N б/н), Колосовской Е.В. (доверенность от 23.08.2016 N б/н);
рассмотрев жалобу АНО ДПО "Курганский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России" на действия Заказчика - ГБУ "КОЦМК" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание авиационных услуг для оказания медицинской помощи с применением авиации (извещение N 0843500000117000701), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
29.12.2017 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба АНО ДПО "Курганский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России" (вх.N8142) на действия Заказчика - ГБУ "КОЦМК" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание авиационных услуг для оказания медицинской помощи с применением авиации (извещение N 0843500000117000701).
В жалобе заявитель указал, что в документации электронного аукциона Заказчиком установлены требования, противоречащие ст.33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заявитель указывает на следующие требования, установленные Заказчиком:
1) услуги по оказанию авиационных услуг необходимо оказывать на вертолете транспортной категории "А";
2) для удобства погрузки пациента необходимо наличие сдвижных дверей по обоим бортам;
3) в связи с необходимостью посадки на необорудованные вертолетные площадки, для снижения давления на грунт необходимо наличие полозкового шасси вертолета;
4) для размещения необходимого медицинского оборудования и удобства работы медицинской бригады объем грузовой кабины вертолета должен быть не менее 6,5 куб. метра.
По мнению Заявителя, указанные требования не обусловлены потребностью Заказчика и ограничивают участие в закупке владельцев вертолетов Ми-2 и Ми-8, являющихся стандартными типовыми воздушными суднами. Указывает, что в виду установления Заказчиком требований к воздушному судну, Заявитель лишен возможности принять участие в данной закупке.
Кроме того, полагает, что требования к воздушному судну, установленные Заказчиком в аукционной документации в соответствии с требованиями федеральной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 294, неправомерны.
Указывает, что неустановление в аукционной документации графика дежурств не позволяет участнику закупки определить, какое количество экипажей необходимо для исполнения обязательств по контракту.
Полагает, что начальная (максимальная) цена контракта определена с нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны по основаниям, изложенным в письменных возражениях, которые приобщены к материалам делам по рассмотрению жалобы.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 26.12.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на оказание авиационных услуг для оказания медицинской помощи с применением авиации (извещение N 0843500000117000701).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 88 382 160,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Комиссией Курганского УФАС России на заседании по рассмотрению жалобы установлено, что в разделе 27 аукционной документации "Описание объекта закупки" Заказчиком предъявлены, в том числе, следующие требования к авиационным услугам для оказания медицинской помощи с применением авиации: полеты должны выполняться на вертолете, сертифицированном для полетов по правилам визуальных полетов (ПВП), транспортной категории "А". Для удобства погрузки пациента необходимо наличие сдвижных дверей по обоим бортам. В связи с необходимостью посадки на необорудованные вертолетные площадки, для снижения давления на грунт необходимо наличие полозкового шасси вертолета. Для размещения необходимого медицинского оборудования и удобства работы медицинской бригады объём грузовой кабины вертолета должен быть не менее 6.5 куб метра".
Заявитель указывает, что установленные в данной закупке требования к техническим характеристикам вертолета, ограничивают участие владельцев вертолетов Ми-2 и Ми-8, являющихся стандартными воздушными суднами. Согласно инструкции вертолета Ми-2 воздушное судно предназначено для перевозки лежачих и сидячих больных с сопровождающим медработником. Для оказания услуг, являющихся предметом контракта, необходимо наличие сертификата эксплуатанта на авиационные услуги. Следовательно, если уполномоченным органом в сфере воздушного транспорта установлена возможность эксплуатанта оказания медицинской помощи на определенном судне, у Заказчика отсутствуют основания ограничивать участие в электронном аукционе эксплуатанта, принимая во внимание, что законодательством в сфере здравоохранения обязательных требований к техническим и функциональным характеристикам вертолетов, оказывающих авиационные услуги с целью оказания медицинской помощи, не предусмотрено.
Согласно Руководства по эксплуатации вертолета Ми-8 воздушное судно применяется для перевозки носилочных раненых (до 12 чел) в сопровождении медицинского работника. Обе типовые конструкции вертолетов имеют колесные шасси, предназначенные для смягчения силы удара, возникающей при посадке, побеге и разбеге, а также для передвижения вертолета по земле.
Вертолет Ми-8 имеет грузовую кабину с одной сдвижной дверью, вертолет Ми-2 - одну дверь на шарнирах. Объем грузовой кабины, указанных типов воздушных судов, обеспечивает перевозки как сидячих, так и лежачих больных. Таким образом, Заявитель указывает, что лишен возможности принять участие, в связи с установленными Заказчиком требованиями.
На рассмотрении жалобы по существу Заказчик пояснил, что требования, к таким показателям товара обусловлены спецификой использования вертолетов на территории Курганской области, способами погрузки в вертолет пациентов, а также особенностями оказания им медицинской помощи.
Основные требования к воздушному судну (вертолету), используемому для оказания медицинской помощи с применением авиации определены Заказчиком по итогам изучения Методических рекомендаций, обобщения информации о технических характеристиках вертолетов и практического опыта работы по контрактам на авиационные услуги.
Оценивая вышеуказанный довод Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст.33 описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Поскольку объектом в вышеуказанной закупке являются услуги, то именно услуги, закупаемые Заказчиком, подлежат описанию с требованиями вышеуказанной статьи.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, используемого при оказании авиационных услуг, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам.
Заказчик при описании объекта закупки не имеет возможности установить технические характеристики, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принятия участия того или иного лица в определении поставщика, поскольку не все исполнители имеют возможность оказать услуги с использованием воздушного судна, отвечающего всем условиям документации об электронном аукционе. Указанный факт сам по себе не свидетельствует об ограничении заказчиком числа участников закупки.
В соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 контрольный орган в сфере закупок не вправе давать оценку потребностям и нуждам Заказчика при осуществлении процедуры определения исполнителя.
Вместе с тем, частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики). Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Спорные требования к объекту закупки являются одинаковыми для всех участников аукциона, не создают преимущества кому-либо из них и не могут ограничивать доступ к участию в закупке.
Необходимо отметить, что Комиссия Курганского УФАС России согласна с доводом Заявителя о том, что наличие у него сертификата эксплуатанта на авиационные услуги подтверждает его право оказывать услуги, являющиеся предметом контракта, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Однако, ввиду установленных в аукционной документации Заказчиком требований к товару (воздушному судну), использование которого необходимо при оказании услуг, установленных исходя из потребностей Заказчика, оценивать которые Комиссия Курганского УФАС России не вправе, заявка Заявителя на участие в электронном аукционе не может быть признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Описание объекта закупки, товара, который необходимо использовать при оказании услуг, осуществлено Заказчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Довод Заявителя признан необоснованным.
Оценивая довод Заявителя о неправомерности установления Заказчиком требования к воздушному судну в соответствии с требованиями федеральной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 294, необходимо отметить следующее.
В соответствии с п. 2(1) приложения N 8 государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (действовавшей на момент утверждения аукционной документации) для оказания авиационной услуги воздушное судно должно отвечать следующим требованиям:
а) при эксплуатации до 30 июня 2018 г. включительно воздушные суда оборудованы медицинским модулем и (или) медицинским оборудованием, позволяющим осуществлять оказание скорой специализированной медицинской помощи авиамедицинской бригадой;
б) используемые с 1 июля 2018 г. воздушные суда оборудованы медицинским модулем и произведены на территории Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в разделе 27 аукционной документации "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены требования, аналогичные требованиям поименованным выше.
Таким образом, описание товара, необходимого к использованию при оказании услуг, осуществлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Довод Заявителя признан необоснованным.
Заявитель в своей жалобе указывает, что неустановление в аукционной документации графика дежурств не позволяет участнику закупки определить, какое количество экипажей необходимо для исполнения обязательств по контракту.
Согласно разделу 27 "Описание объекта закупки", разделу 29 "Проект контракта" аукционной документации количество летных часов, предусмотренных контрактом, 480 часов. Дежурство экипажа и технического состава (инженеров и техников) вертолета - 12 часов в сутки, количество часов дежурства - 3528.
В соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Главой 39 ГК РФ существенные условия договора оказания возмездных услуг не определены.
Согласно ст. 34 Закона о контрактной системе существенными условиями контракта являются условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
С учетом вышеизложенного, график дежурств не является существенным условием контракта на оказание возмездных услуг, следовательно, не подлежит обязательному включению в контракт в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, а также гражданского законодательства.
Таким образом, аукционная документация в части установления порядка оказания услуг в рамках заключенного контракта разработана в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Довод Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС России необоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта осуществляет органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системы).
С учетом вышеизложенного, довод Заявителя о нарушении Заказчиком обоснования начальной (максимальной) цены контракта оценке Комиссией Курганского УФАС России не подлежит.
На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе. Доводы заявителя не нашли своего подтверждения, признаны Комиссией Курганского УФАС России необоснованными.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Курганский авиационно-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии: И.В.Гагарина
Заместитель председателя Комиссии: И.С.Корешева
Члены Комиссии: Т.В.Созонова
Е.С.Никифорова
М.В.Достовалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 15 января 2018 г. N 05-02/369-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2018