Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
_
с участием представителей сторон:
от заявителя Общество с ограниченной ответственностью "Сакура" (далее также - заявитель, Общество, участник закупки) - _ по доверенности, директор Общества _,
от уполномоченного органа - Управления государственных закупок Тюменской области (далее также -уполномоченный орган) - _ по доверенности,
в отсутствии представителей заказчиков: ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N1", ГБУЗ ТО "Госпиталь для ветеранов войны" (далее - заказчики), извещенных надлежащим образом, о дате и времени рассмотрения настоящего дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества на действия уполномоченного органа при проведении совместного конкурса с ограниченным участием N КОУ-247/17 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003417006171) на поставку куриного яйца (далее также - конкурс),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 27.12.2017 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа, при проведении конкурса с ограниченным участием N КОУ-247/17 на поставку куриного яйца.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчиков, уполномоченного органа и заявителя. Копия жалобы направлена заявителю, заказчикам, уполномоченному органу. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Согласно жалобе установленный в конкурсной документации нестоимостной критерий оценки заявок: "Деловая репутация участника конкурса" и "наличие финансовых ресурсов" противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и создают преимущественные условия другим участникам закупки.
От иных доводах изложенных в жалобе представители Общества в заседании Комиссии отказались.
Присутствующий в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 10.01.2018 г. N 0008), согласно которым документация конкурса с ограниченным участием на поставку куриного яйца не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого представил материалы и документы по проведению обозначенного конкурса.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения конкурса с ограниченным участием на поставку куриного яйца в интересах заказчиков: ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N1", ГБУЗ ТО "Госпиталь для ветеранов войны", с начальной (максимальной) ценой контракта 1 346 061,60 рублей.
16.11.2017 года информация о конкурсе с ограниченным участием была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003417006171.
Как следует из части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Согласно части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту-Постановление Правительства от 04.02.2015 N 99).
В силу пункта 6 Приложения N 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 поставка пищевых продуктов для медицинских организаций при начальной (максимальной) цене контракта свыше 500 000 рублей относится к случаю отнесения закупки таких товаров, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяется соглашением сторон, заключенными в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом о контрактной системе. Контракт с победителем закупки заключается каждым заказчиком.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, должна составляет сто процентов.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (далее по тексту-Правила).
Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (п.1 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Так, согласно Извещению о проведении совместного конкурса с ограниченным участием N КОУ-247/17 объектом закупки (предметом контракта) является поставка куриного яйца.
Раздел 4 Главы 1 конкурсной документации (Информационная карта) содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости:
а) характеризующиеся, как стоимостные критерии оценки:
цена контракта, значимостью критерия оценки 70% (п. 4.1.1 раздела 4 Главы 1 документации);
б) характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки (п. 4.1.3 и п. 4.1.4 раздела 4 Главы 1 документации): "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" значимостью критерия оценки 15%, "Квалификация участников закупки" значимостью критерия оценки 15%.
Нестоимостной критерий "Квалификация участников закупки" содержит следующие показатели:
1. Деловая репутация участника конкурса: Участник конкурса - лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, за поставку ненадлежащего качества пищевой продукции по контракту (договору), заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Значимость 7,5%;
Отсутствие факта привлечения к административной ответственности - 100 баллов;
Наличие факта привлечения административной ответственности - 0 баллов.
(Деловая репутация участника конкурса считается подтвержденной при наличии справки, выданной Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области за отсутствие факта привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, за поставку ненадлежащего качества пищевой продукции по контракту (договору), заключенных и исполненных на территории Тюменской области в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
2. Наличие финансовых ресурсов: совокупный годовой оборот денежных средств за 2016 гг. (с приложением копий бухгалтерской отчетности: копия отчета о движении денежных средств (форма по ОКУД 0710004) максимальное значение 100 баллов. Значимость 7,5%.
Представители Заявителя в обоснование своих доводов указали, что получение справки, выданной Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области, является невыполнимым действием, т.к. в телефонном разговоре сотрудник указанного управления пояснил, что Управление Роспотребнадзора по Тюменской области таких справок не выдает. Вместе с тем, официального ответа от Управления Роспотребнадзора по Тюменской области по указанному вопросу представители заявителя в заседании Комиссии не предоставили.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что указанную справку Управление Роспотребнадзора по Тюменской области выдает по запросу заявителя с указанием срока выдачи указанной справки и номера закупки для которого необходима справка.
Согласно ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе, жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
В подтверждение указанного довода заявителем документов не предоставлено. Таким образом, Комиссия считает довод заявителя необоснованным, в связи с тем, что заявитель не доказал невозможность получения справки от Управления Роспотребнадзора по Тюменской области.
Согласно п. 28 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Как следует из Раздела 4.2. "Порядок оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием" оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки осуществляется в соответствии с п. 4.2.22. В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 4.2.23 настоящего Раздела, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ Ч 100 Ч (Ki/Kmax) ,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Согласно пояснениям представителя уполномоченного органа, максимальное значение критерия не ставится от суммы, субъективно поставленной заказчиком, а определяется из лучшего показателя по критерию участников закупки. Таким образом, 100 баллов получит участник, чей совокупный годовой оборот денежных средств за 2016 г. является наибольшим, остальным участникам баллы будут присвоены в соответствии с формулой указанной в п. 4.2.22.
Вместе с тем, представитель уполномоченного органа пояснил, что довод заявителя указывает на правила оценки, установленные в преведущей редакции конкурсной документации, в которой были установлены следующие показатели:
до 1 000 000 000 руб. - 0 баллов от 100 000 001 руб. до 1 500 000 000 руб. - от 1 до 30 баллов от 1 500 000 001 руб. до 2 000 000 000 руб. - от 31 до 50 баллов от 2 000 000 001 руб. до 2 700 000 000 руб. - от 51 до 99 баллов от 2 700 000 001 рублей и выше - 100 баллов
С учетом того, что довод заявителя относится к правилам оценки критериев, установленных в недействующей редакции конкурсной документации, а так же с учетом того, что заявитель не обосновал, в чем именно нарушены его права при установлении в конкурсной документации с изменениями от 12.12.2017 г. Комиссия считает, довод заявителя необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сакура" на уполномоченного органа - Управления государственных закупок Тюменской области, при проведении открытого конкурса N КОУ-247/17 на поставку куриного яйца (реестровый номер закупки 0167200003417006171) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 января 2018 г. N ФКС 17/403
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2018