Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_
с участием представителя:
в отсутствии заказчика: Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тобольска (далее также - заказчик) извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
от уполномоченного органа: Администрации города Тобольска (далее также - уполномоченный орган) _ - по доверенности,
в отсутствии заявителя: ООО "Недра Сибири" (далее также - заявитель, Общество), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона ЭА-212-17 на выполнение работ по содержанию и ремонту муниципальных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них, расположенных в подгорной части города, п. Жуковка, 4, 6, 7, 7а микрорайонах, мкр. Иртышский, мкр. Менделеево, ТО Левобережье (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300000817000313),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 29.12.2017 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе поступила жалоба заявителя на положения аукционной документации обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В своей жалобе заявитель приводит доводы о том, что:
1) установление дополнительных требований к участникам закупки не соответствует положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
2) в предмет закупки не включены виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, в связи с чем, требования к участникам закупки о необходимости членства в саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства неправомерны.
Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводами жалобы, представил письменные пояснения (от 12.01.2018 г. N 07-06/005/18).
Из материалов дела усматривается, что Администрация города Тобольска выступила организатором проведения электронного аукциона ЭА-212-17 на выполнение работ по содержанию и ремонту муниципальных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них, расположенных в подгорной части города, п. Жуковка, 4, 6, 7, 7а микрорайонах, мкр. Иртышский, мкр. Менделеево, ТО Левобережье.
Информация об электронном аукционе была размещена 11.12.2017 г. на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000817000313.
Начальная (максимальная) цена контракта - 28 388 404,08 рублей.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно п. 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Из смысла приведенных положений Постановления N 99 во взаимосвязи с кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2), следует, что такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.
Как следует из материалов дела, в извещении о проведении электронного аукциона N АЭ-212-17 указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 - 42.11.10.120 "Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги", при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 28 388 404,08 рублей.
Объектом закупки является: Содержание и ремонт муниципальных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них, расположенных в подгорной части города, п. Жуковка, 4, 6, 7, 7а микрорайонах, мкр. Иртышский, мкр. Менделеево, ТО Левобережье.
Как следует из содержания Технического задания, видами работ, которые необходимо выполнить при исполнении муниципального контракта являются:
- обслуживание светофорных объектов, звуковых сигналов "Триоль" и табло обратного отчета;
- обслуживание дорожных знаков;
- ямочный ремонт;
- нанесение дорожной разметки на автомобильные дороги;
- содержание ливневой канализации;
- содержание ливневой переправы через р. Иртыш.
При этом, Комиссия установила, что согласно Техническому заданию (приложение N1 к документации) перечень выполняемых работ классифицируется как работы по ремонту автомобильных дорог (раздел III), установленные Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
Также, представителем уполномоченного органа не представлено доказательств, что ямочный ремонт, предусмотренный контрактом, классифицируется как работы по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Техническим заданием предусмотрено выполнение ямочного ремонта (разборка полотна методом фрезерования).
При этом, в Приказе Минтранса N402 такого вида работ как ямочный ремонт не предусмотрено. В свою очередь такой способ устранения неровностей дорожного полотна методом фрезерования допускается как при работах по ремонту автомобильных дорог, так и при работах по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что аукционной документацией предусмотрены работы, не относящиеся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Из содержания Постановления N 99 не следует, что к перечисленным работам, к которым относятся дополнительные требования к участникам закупки, относятся работы по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Так, довод заявителя о том, что установление заказчиком дополнительных требований к участникам закупки не соответствует положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, обоснован.
Таким образом, установление дополнительных требований к участникам закупки, в данном случае нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения части 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Касаемо довода заявителя о том, что заказчиком не установлено требование об обязательном членстве в СРО, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что разделом 5 аукционной документации установлены требования к участникам закупки в том числе, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Наличие у участника закупки - члена СРО, права выполнять работы в отношении следующих объектов:
а) объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии) и т.д.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией предметом закупки являются работы по содержанию и ремонту муниципальных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них.
На основании п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона должен быть указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 31 (при наличии таких требований) названного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Работы, включенные заказчиком в описание объекта закупки (Приложение N1 Техническое задание к аукционной документации) не относятся к работам по строительству, капитальному ремонту.
Таким образом, при проведении работ по содержанию и ремонту муниципальных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них, выписку о членстве в СРО не требуется представлять.
Довод заявителя, о том, требования к участникам закупки о необходимости членства в саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства неправомерны, обоснован.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тобольска установление дополнительных требований, а так же требования к участникам закупки о необходимости членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства к участникам закупки, в данном случае нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения части 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" на положения аукционной документации Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тобольска, при проведении электронного аукциона ЭА-212-17 на выполнение работ по содержанию и ремонту муниципальных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них, расположенных в подгорной части города, п. Жуковка, 4, 6, 7, 7а микрорайонах, мкр. Иртышский, мкр. Менделеево, ТО Левобережье (реестровый номер 0167300000817000313) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать, в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
4. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_ |
Члены Комиссии |
_
_ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 января 2018 г. N ФКС 18/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2018