Резолютивная часть решения объявлена 17.01.2018 г.
Изготовлено в полном объеме 19.01.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М.- член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Бадмаева Н.Ю. - член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителя Заказчика Администрации Цаганаманского СМО РК - Лиджиев В.С.(доверенность N 1 от 12.01.2018 г.)
в отсутствии представителя заявителя ООО "Перспектива", который надлежащим образом уведомлен.
Рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Перспектива",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 10.01.2018 г. поступила жалоба от ООО "Перспектива" (далее - Заявитель), в которой обжалуются действия Заказчика Администрации Цаганаманского СМО РК (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на строительство водозаборно-очистных сооружений и разводящих сетей поселка Цаган-Аман Юстинского района Республики Калмыкия (реестровый номер извещения N 0105300009217000007).
Заявитель указывает, что положение документации аукциона заказчика содержит нарушения Федерального Закона N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Уведомлением от 12.01.2018 г. рассмотрение жалобы ООО "Перспектива" назначено на 16 января 2018 года в 10 часов 00 минут, а лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Перспектива".
В связи с ознакомлением материалов дела, а также с запросом дополнительных материалов у Заказчика, Комиссия объявила перерыв на 17 января 2018 года в 14 часов 00 минут.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, и проведя внеплановую проверку приходит к следующим выводам:
27.12.2018 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0105300009217000007 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на строительство водозаборно-очистных сооружений и разводящих сетей поселка Цаган-Аман Юстинского района Республики Калмыкия. Начальная (максимальная) цена контракта - 41 736 800 (сорок один миллион семьсот тридцать шесть тысяч восемьсот) рублей 00 копеек.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчик в таблице требований к товарам имеет место описание требований к товарам без указания единиц измерения массы и габаритных размеров. Действия заказчика, не установившего конкретные требования к техническим характеристикам товаров, не соответствуют п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчик по данному доводу пояснил следующее, что к аукционной документации приложена инструкция, в которой указано "все значения размеров товаров (материалов), предельных отклонений размеров товаров (материалов), указанные заказчиком без сопровождения единиц измерения, следует читать в мм, показатели температуры в градусах Цельсия, показатели веса в килограммах".
Комиссия установила, что Заказчик в техническом задании установил следующее например:
1. Фекальный насос (страница 74 таблицы):
Подача, не менее 16 м3/ч
Напор не менее 10 м
Масса от 230
Габаритные размеры от 770х350х620
Внутр. диаметр всас. патрубка, не менее 80 мм
Внутр. диаметр напор. патрубка, не менее 80 мм
2. Профиль стоечный:
Ширина от 70
Высота от 45
Вес от 2
3. Блоки бетонные стен подвалов сплошные:
Длина от 880
Ширина от 300
Также в инструкции Заказчика по заполнению заявки установлено, что в случае если в технической части присутствуют указания на ГОСТы или иные нормативные документы, которые были заменены или утратили силу, при составлении заявки применять действующие.
Заказчик использует ГОСТы, при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения, в свою очередь ГОСТ содержит описание требований к товарам с указанием единиц измерения, следовательно Заказчик не использовав единицы измерения согласно ГОСТу нарушил положения п.2 части 1 статьи 33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системы, таким образом, довод Заявителя обоснован.
2. Довод Заявителя, о том что Заказчик разместил на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) проектно-сметную документацию не в полном объеме, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии Заказчик предоставил флеш-накопитель с ПСД, где установлено, что согласно Тому 1 "Пояснительная записка" проектная документация состоит из 5 разделов, том 16 содержит смету и сводно-сметный расчет. Смета содержит 31 документ локальной сметы и 9 объектно-сметных расчетов, в свою очередь на сайте в сети интернет Заказчик разместил только 17 локальных смет и 2 объектно-сметных расчетов, к тому же не размещена сама пояснительная записка. (Рисунок N1, N2).
Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено, что в ЕИС проектная документация размещена не в полном объеме, а именно размещены не все разделы проектной документации, вследствие чего не представляется возможным определить объем выполняемых работ, а также надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
Рисунок 1 .ПСД с сайта закупки.гов.ру
Рисунок 2. ПСД с флеш-носителя Заказчика
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Следующий довод Заявителя, о том, что Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, с 25 мая утвержден перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам. В перечне 34 вида работ. Заказчик должен включить в документацию о закупке возможные виды и объемы работ из утвержденного перечня, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно. Подрядчиком выбирается из предусмотренных документацией видов и объемов работ те, которые он будет выполнять самостоятельно. Определенные по предложению подрядчика виды и объемы работ включаются в государственный и (или) муниципальный контракт. Эти конкретные виды работ в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
- не менее 15% цены государственного и (или) муниципального контракта - с 25 мая и до 1 июля 2018 г.;
- не менее 25% цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, устанавливается штраф. В соответствии с новым п. 4.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, он составляет 5% стоимости указанных работ. Однако документация заказчика не устанавливает вышеуказанный перечень работ, вместо этого приведен полный перечень из 34 видов работ, целиком взятый из указанного Постановления.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Заказчик на рассмотрении жалобы пояснил, что Главой 5 аукционной документации определен полный перечень возможных видов работ и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту. При этом в аукционной документации специально оговорено, что в объем работ по аукциону входят не весь перечень работ, а только те виды работ, которые предусмотрены ПСД.
Анализ документации Заказчика показал, что согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является "строительство водозаборно-очистных сооружений и разводящих сетей поселка Цаган-Аман Юстинского района Республики Калмыкия.
Согласно пункту 1.2.1 Проекта контракта установлено:
1.2.1. В соответствии с Постановлением Правительства от 15 мая 2017 г. N 570 следующие виды и объемы работ, определенные по предложению подрядчика, выполняется Подрядчиком самостоятельно:
-___________________________________________________________________ __
-______________________________________________________________ и т.д.*(1)
Сноска 1. исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта
Пунктом 13.6.предусмотрено: Неотъемлемой частью настоящего Контракта являются:
Приложение N 1- "Сметы";
Приложение N 2 - "Календарный график выполнения работ";
Приложение N 2.1- "График оплаты выполненных по контракту работ"
Приложение N 3 - "Характеристики поставляемых товаров при выполнении работ".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что проект муниципального контракта не содержит Приложение о перечне возможных видов работ как указано в п.1.2.1 проекта контракта вместо пустот в строке, а также не правильно указан процент в сноске 1, согласно Постановлению Правительства 570, где он должен составлять не менее 15%.
В нарушении ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе не установлены объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не установивших в документации об Аукционе возможные объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств в соответствии с Постановлением Правительства N 570, из числа работ, указанных в проектной документации, нарушают ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
В части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Таким образом, указанными положениями Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающей перечень сведений и документов, размещаемых (направляемых) заказчиком и победителем Аукциона в ЕИС при заключении контракта.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что положения документации об Аукционе, предусматривающие, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, определенные Генподрядчиком согласно проектно-сметной документации и исходя из сметной стоимости этих работ, представляются Заказчику при заключении государственного контракта, не соответствуют требованиям частей 2, 3, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что в проекте контракта не установлены виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, что не соответствует подпункту "а" пункта 2 Постановления Правительства N 570, проект государственного контракта не содержит перечня возможных видов работ как указано в п.1.2.1 проекта контракта.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, не соответствуют требованиям частей 2, 3, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, требованиям Постановления Правительства N 570 и нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, исследовав представленные в материалах дела документы, заслушав доводы сторон, считает, что допущенные Заказчиком нарушения, являются достаточными основаниями для выдачи обязательного для исполнения предписания, направленное на аннулирование аукциона в электронной форме.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" - обоснованной.
2. Признать нарушившим нарушившими п.2 ч. 1 ст. 33, п.1 ч.1 ст.64, п. 1 ч. 1 ст. 64 ч.2,3,10 ст.70 ч.2 ст.110.2 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании аукциона в электронной форме Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мархадаева А.М.
Бадмаева Н.Ю.
-------------------------------------------
*(1)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 17 января 2018 г. N 08-10-02
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2018