Резолютивная часть решения объявлена 17.01.2018 г.
Изготовлено в полном объеме 19.01.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М.- член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Бадмаева Н.Ю. - член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителя Заказчика Администрации Цаганаманского СМО РК - Лиджиев В.С.(доверенность N 1 от 12.01.2018 г.)
в отсутствии представителя заявителя ООО "Энергоопора", который надлежащим образом уведомлен.
Рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Энергоопора",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 11.01.2018 г. поступила жалоба от ООО "Энергоопора" (далее - Заявитель), в которой обжалуются действия Заказчика Администрации Цаганаманского СМО РК (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на строительство водозаборно-очистных сооружений и разводящих сетей поселка Цаган-Аман Юстинского района Республики Калмыкия (реестровый номер извещения N 0105300009217000007).
Заявитель указывает, что положение документации аукциона заказчика содержит нарушения Федерального Закона N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Уведомлением от 12.01.2018 г. рассмотрение жалобы ООО "Энергоопора" назначено на 16 января 2018 года в 10 часов 30 минут, а лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Энергоопора".
В связи с ознакомлением материалов дела, а также с запросом дополнительных материалов у Заказчика, Комиссия объявила перерыв на 17 января 2018 года в 14 часов 30 минут.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, и проведя внеплановую проверку приходит к следующим выводам:
27.12.2018 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0105300009217000007 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на строительство водозаборно-очистных сооружений и разводящих сетей поселка Цаган-Аман Юстинского района Республики Калмыкия. Начальная (максимальная) цена контракта - 41 736 800 (сорок один миллион семьсот тридцать шесть тысяч восемьсот) рублей 00 копеек.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчик одновременно требует от участников два прямо противоречащих друг другу действия. Какое бы значение не указал участник, он нарушит одно из двух вышеуказанных правил документации. Более того, приоритетность чтения данных правил в документации не установлена, что говорит об их равнозначности. Таким образом, подготовка заявки по данному аукциону невозможна, ввиду того, что комиссия при рассмотрении заявок обязана отклонить любую заявку по действующей документации, по противоречию одному из вышеуказанных правил.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Заказчик пояснил следующее, что в контексте по позициям "Бетон" и "Рубероид" повторяющийся союз "или" не используется заказчиком в качестве требования к участнику закупки о необходимости сделать конкретное предложение. В данном случае идет перечисление о возможных видах создания (производства) бетона или рубероида.
Комиссия Калмыцкого УФАС России установила, что инструкции Заказчика к документации аукциона содержит: Характеристики материала (значения показателей), являющиеся определяющими многообразие вариантов исполнения материала, имеющие обобщающее слово или фразу (наименование показателя) после которого(ой) стоит знак ":", и при этом разделенные между собой запятой ",", ";" - участником данные характеристики должны быть конкретизированы, т.е. должен быть указан конкретный вариант исполнения материала, при этом исключается возможность участника предложить одновременно два или все возможные варианты исполнения данного товара. В иных случаях перечисление характеристик через ",", ";" означает, что Заказчику требуются товары (материалы), характеристики одновременно с каждым из указанных показателей: в этом случае участнику закупки необходимо указать в составе своей заявки на участие в аукционе все перечисленные заказчиком показатели, а также конкретные характеристики каждого из перечисленных показателей, к примеру: в документации указано "номинальный диаметр болта 16, 20, 24 размер под ключ не более 36" участник в своей заявке предоставляет: "размер под ключ 24 для диаметра 16, размер под ключ 30 для диаметра 20, размер под ключ 36 для диаметра 24". Союз "или" означает что, по данному значению участникам закупки необходимо сделать конкретное предложение, согласно настоящей инструкции по заполнению заявки.
В требованиях к материалам содержится следующее:
Бетон. В качестве крупного заполнителя для бетона должен быть применен щебень из изверженных, метаморфических или осадочных пород, или щебень из гравия, или гравий.
Рубероид. Пылевидная или мелкозернистая с обеих сторон полотна, или мелкозернистая с лицевой стороны и пылевидная с нижней стороны полотна.
Заказчик одновременно требует от участников два прямо противоречащих друг другу действия. Какое бы значение не указал участник, он нарушит одно из двух вышеуказанных правил документации. Более того, приоритетность чтения данных правил в документации не установлена, что говорит об их равнозначности.
Вместе с тем, Инструкция по заполнению заявки, содержащаяся в документации об аукционе, не позволяет определить какие сведения подлежат представлению участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе.
Следовательно, инструкция в документации об аукционе, содержит противоречивые сведения о порядке указания участниками закупки в своих заявках не позволяет установить в отношении каких показателей участникам закупки необходимо указать в своих заявках соответствующие значения показателей товара, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Следующий довод Заявителя, что Техническое задание по позиции блоки бетонные стен подвалов сплошные, именно марка блока, указан противоречивый ГОСТ.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Комиссия Установила, что по позициям Блоки бетонные стен подвалов установлено:
Блоки бетонные стен подвалов сплошные Марка блока ФБС12-4-6-Т Высота: 280, 580 Длина от 880 Ширина от 300 Длина до 2380 Ширина до 600
По указанной марке единственно возможная длина - 1180 мм, а не указанное заказчиком Длина от 880 до 2380.
Единственно возможная ширина 400 мм, высота 580 мм.
Заказчик, указывая конкретную марку задает величины заведомо неверные, которые не могут быть указаны в заявке. Например, длина 280 мм предлагаемая заказчиком не соответствует требуемой ему марки.
Блоки бетонные стен подвалов сплошные Марка блока ФБС24-4-6-Т Высота: 280, 580 Длина от 880 Ширина от 300 Длина до 2380 Ширина до 600
Блоки бетонные стен подвалов сплошные Марка блока ФБС12-5-6-Т Высота: 280, 580 Длина от 880 Ширина от 300 Длина до 2380 Ширина до 600
Блоки бетонные стен подвалов сплошные Марка блока ФБС24-5-6-Т Высота: 280, 580 Длина от 880 Ширина от 300 Длина до 2380 Ширина до 600
Блоки бетонные стен подвалов сплошные Марка блока ФБС9-5-6-Т Высота: 280, 580 Длина от 880 Ширина от 300 Длина до 2380 Ширина до 600
Согласно действующего на данные блоки ГОСТ 13579-78. Блоки бетонные для стен подвалов. Технические условия (с Изменением N 1) который является единственным ГОСТом, согласно которого регламентированы Марки, указанные Заказчиком, и согласно которого производятся данные блоки:
1.3 Структура условного обозначения (марок) блоков следующая:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
Х. |
|
Х. |
|
Х |
- |
Х |
|
Х |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип блока (п.1.1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Размеры блока в дециметрах: длина (округленно) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ширина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
высота (округленно) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид бетона: тяжелый - Т; на пористых заполнителях (керамзитобетон) - П; плотный силикатный - С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обозначение настоящего стандарта |
Пример условного обозначения блока типа ФБС длиной 2380 мм, шириной 400 мм и высотой 580 мм, из тяжелого бетона: ФБС24.4.6-Т ГОСТ 13579-78
То же, типа ФБВ длиной 880 мм, шириной 400 мм и высотой 580 мм, из бетона на пористых заполнителях (керамзитобетона): ФБВ9.4.6-П ГОСТ 13579-78
То же, типа ФБП длиной 2380 мм, шириной 500 мм и высотой 580 мм, из плотного силикатного бетона: ФБП24.5.6-С ГОСТ 13579-78.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены значения показателей товара Блоки бетонные стен подвалов сплошные, противоречащие ГОСТ 13579-78, что нарушают п. 1 ч.1 ст. 33, ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Довод заявителя о том, что в документации к содержанию составу заявки на участие, не указано исключение предусмотренное пунктом 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать среди прочего документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 14 раздела 4 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе установлены, в том числе следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно: участники должны являться членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Закон о контрактной системе не устанавливает требование о наличии таких оговорок предусмотренные пунктом 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. Заказчик, определяя единые требования к участникам закупки, указал в соответствии с Законом о контрактной системе. Таким образом, данный довод не обоснован.
4. Следующий довод Заявителя, о том, что Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, с 25 мая утвержден перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам. В перечне 34 вида работ. Заказчик должен включить в документацию о закупке возможные виды и объемы работ из утвержденного перечня, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно. Подрядчиком выбирается из предусмотренных документацией видов и объемов работ те, которые он будет выполнять самостоятельно. Определенные по предложению подрядчика виды и объемы работ включаются в государственный и (или) муниципальный контракт. Эти конкретные виды работ в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
- не менее 15% цены государственного и (или) муниципального контракта - с 25 мая и до 1 июля 2018 г.;
- не менее 25% цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, устанавливается штраф. В соответствии с новым п. 4.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, он составляет 5% стоимости указанных работ. Однако документация заказчика не устанавливает вышеуказанный перечень работ, вместо этого приведен полный перечень из 34 видов работ, целиком взятый из указанного Постановления.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Заказчик на рассмотрении жалобы пояснил, что Главой 5 аукционной документации определен полный перечень возможных видов работ и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту. При этом в аукционной документации специально оговорено, что в объем работ по аукциону входят не весь перечень работ, а только те виды работ, которые предусмотрены ПСД.
Анализ документации Заказчика показал, что согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является "строительство водозаборно-очистных сооружений и разводящих сетей поселка Цаган-Аман Юстинского района Республики Калмыкия.
Согласно пункту 1.2.1 Проекта контракта установлено:
1.2.1. В соответствии с Постановлением Правительства от 15 мая 2017 г. N 570 следующие виды и объемы работ, определенные по предложению подрядчика, выполняется Подрядчиком самостоятельно:
-___________________________________________________________________ __
-______________________________________________________________ и т.д.*(1)
Сноска 1. исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта
Пунктом 13.6.предусмотрено: Неотъемлемой частью настоящего Контракта являются:
Приложение N 1- "Сметы";
Приложение N 2 - "Календарный график выполнения работ";
Приложение N 2.1- "График оплаты выполненных по контракту работ"
Приложение N 3 - "Характеристики поставляемых товаров при выполнении работ".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что проект муниципального контракта не содержит Приложение о перечне возможных видов работ как указано в п.1.2.1 проекта контракта вместо пустот в строке, а также не правильно указан процент в сноске 1, согласно Постановлению Правительства 570, где он должен составлять не менее 15%.
В нарушении ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе не установлены объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не установивших в документации об Аукционе возможные объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств в соответствии с Постановлением Правительства N 570, из числа работ, указанных в проектной документации, нарушают ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
В части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Таким образом, указанными положениями Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающей перечень сведений и документов, размещаемых (направляемых) заказчиком и победителем Аукциона в ЕИС при заключении контракта.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что положения документации об Аукционе, предусматривающие, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, определенные Генподрядчиком согласно проектно-сметной документации и исходя из сметной стоимости этих работ, представляются Заказчику при заключении государственного контракта, не соответствуют требованиям частей 2, 3, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что в проекте контракта не установлены виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, что не соответствует подпункту "а" пункта 2 Постановления Правительства N 570, проект государственного контракта не содержит перечня возможных видов работ как указано в п.1.2.1 проекта контракта.
5. Довод Заявителя, о том что Заказчик разместил на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) проектно-сметную документацию не в полном объеме, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии Заказчик предоставил флеш-накопитель с ПСД, где установлено, что согласно Тому 1 "Пояснительная записка" проектная документация состоит из 5 разделов, том 16 содержит смету и сводно-сметный расчет. Смета содержит 31 документ локальной сметы и 9 объектно-сметных расчетов, в свою очередь на сайте в сети интернет Заказчик разместил только 17 локальных смет и 2 объектно-сметных расчетов, к тому же не размещена сама пояснительная записка. (Рисунок N1, N2).
Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено, что в ЕИС проектная документация размещена не в полном объеме, а именно размещены не все разделы проектной документации, вследствие чего не представляется возможным определить объем выполняемых работ, а также надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
Рисунок 1 .ПСД с сайта закупки.гов.ру
Рисунок 2. ПСД с флеш-носителя Заказчика
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Доводы Заказчика, о том, что по позиции "Доски обрезные хвойных пород", "Затирка", не в соответствии с ГОСТом, что нарушают Закон о контрактной системы.
В соответствии с положениями статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в аукционной документации требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.
При этом положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, согласно позиции "Доски обрезные хвойных пород" ТЗ Заказчик установил:
шириной 75-150 мм, толщиной 32-40, III сорта
Должны быть обрезные пиломатериалы с непараллельными кромками"
Согласно ГОСТ 24454-80,
пункт 2 Номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.
Номинальные размеры толщины и ширины мм
Толщина |
Ширина |
||||||||
16 |
75 |
100 |
125 |
150 |
- |
- |
- |
- |
- |
19 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
- |
- |
- |
- |
22 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
- |
- |
25 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
32 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
40 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
44 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
60 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
75 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
100 |
- |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
125 |
- |
- |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
150 |
- |
- |
- |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
175 |
- |
- |
- |
- |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
200 |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
225 |
250 |
- |
250 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
250 |
|
Пункт 3 ГОСТа 24454-80, Ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины необрезных пиломатериалов, должна быть для толщин:
от 16 до 50 мм _______________ |
не менее 50 мм; |
от 60 до 100 мм ______________.. |
не менее 60 мм; |
от 125 до 300 мм ______________ |
не менее 0,6 толщины. |
Ширина пласти обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками в узком конце должна быть для толщин:
от 16 до 50 мм_______________. |
не менее 50 мм |
от 60 до 100 мм______________... |
не менее 60 мм |
от 125 до 300 мм______________. |
не менее 0,7 толщины |
Конкретную ширину досок с непараллельными кромками указать не представляется возможным согласно ГОСТ 24454-80, ширину досок с непараллельными кромками характеризует ширина пласти в узком конце. Заказчиком установлены требования, противоречащие ГОСТ 24454-80, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33, ст.64 Закона о контрактной системе.
7. Довод следующий: по позиции "Затирка" (разной цветности) Заказчик не указал какие цвета ему необходимы для объекта, что не соответствует Закону о контрактной системе.
Требования к содержанию документации об Электронном аукционе определены в статье 64 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является строительство водозаборно-очистных сооружений и разводящих сетей поселка Цаган-Аман Юстинского района Республики Калмыкия.
В ТЗ документации об Электронном аукционе Заказчиком установлены требования к характеристикам товара, в том числе требования к цвету закупаемого товара, а именно по позиции "Затирка" (разной цветности).
Приложение N 3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ - позиция "Затирка" (разной цветности). Отсутствие требования в документации по цвету поставляемого товара не позволяет однозначно определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, поскольку ни диапазон цвета, ни конкретные цвета поставляемого товара не определены.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав требования аукционной документации, сформулированные в техническом задании на их соответствие требованиям ст. 33 Закона о контрактный системе, Комиссия Калмыцкого УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в аукционной документации в п. 3 приложения технического задания устанавливает необъективное требование к цвету "Затирка". Из указанного требования невозможно установить какое именно значение по показателю "цвет" должен указать участник аукциона в составе первой части своей заявки, какая по цвету фасадная краска должна использоваться при выполнении работ.
Таким образом, довод Заявителя обоснован.
8. 9. Следующий довод: Заказчик в таблице требований к товарам имеет место описание требований к товарам без указания единиц измерения массы и габаритных размеров. Действия заказчика, не установившего конкретные требования к техническим характеристикам товаров, не соответствуют п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчик по данному доводу пояснил следующее, что к аукционной документации приложена инструкция, в которой указано "все значения размеров товаров (материалов), предельных отклонений размеров товаров (материалов), указанные заказчиком без сопровождения единиц измерения, следует читать в мм, показатели температуры в градусах Цельсия, показатели веса в килограммах".
Комиссия установила, что Заказчик в техническом задании установил следующее например:
1. Фекальный насос (страница 74 таблицы):
Подача, не менее 16 м3/ч
Напор не менее 10 м
Масса от 230
Габаритные размеры от 770х350х620
Внутр. диаметр всас. патрубка, не менее 80 мм
Внутр. диаметр напор. патрубка, не менее 80 мм
2. Профиль стоечный:
Ширина от 70
Высота от 45
Вес от 2
3. Блоки бетонные стен подвалов сплошные:
Длина от 880
Ширина от 300
Также в инструкции Заказчика по заполнению заявки установлено, что в случае если в технической части присутствуют указания на ГОСТы или иные нормативные документы, которые были заменены или утратили силу, при составлении заявки применять действующие.
Заказчик использует ГОСТы, при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения, в свою очередь ГОСТ содержит описание требований к товарам с указанием единиц измерения, следовательно Заказчик не использовав единицы измерения согласно ГОСТу нарушил положения п.2 части 1 статьи 33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системы, таким образом, довод Заявителя обоснован.
10. Следующий довод: В приложении 2 к настоящей документации в позиции "Доски обрезные хвойных пород" заказчик установил требования:
В соответствии с действующей нормативной документацией, а именно ГОСТ 18288-87, "Доска - это пиломатериал, толщиной до 100 мм и шириной БОЛЕЕ ДВОЙНОЙ ТОЛЩИНЫ" (далее цитата из ГОСТ):
21. Доска |
Пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины |
Заказчик данное требование ГОСТ не соблюдает, так как в соответствии с ГОСТ 18288-87, при значении толщины пиломатериала равной 44 мм, минимальное значение ширины должно быть более 88 мм, когда заказчик требует 75 мм. А в случае, если участник укажет в составе заявки на участие в закупке значения размеров, требуемые заказчиком, например, толщина 44 мм и ширина 76 мм или 77 мм и т.д., то сведения предоставленные участником будут противоречить ГОСТ Заказчиком нарушены положения статьи 33 Закона о контрактной системе 44 ФЗ.
Комиссия Калмыцкого УФАС России установила, что Заказчиком не используется ГОСТ 18288-87, а используется по данной позиции действующий ГОСТ 24454-80, который указан в инструкции к документации, следовательно данный довод не обоснован.
11. Следующий довод Заявителя: на протяжении всего раздела ТЗ установлены требования несущие избыточный характер, что нарушают закон о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Технической части документации (Приложение N 3) об Аукционе установлены избыточные требования, а также требования к химическому составу материала, используемого при выполнении работ, например, такие как:
1.Лак битумный БТ-123 - Прочность пленки при ударе в кгс см, не менее 40
2.Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской сварного соединения наружный диаметр 325 мм, толщина стенки 6 мм - Предел текучести т H/мм2, не менее 216, Относительное удлинение , % не менее 17
3. Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской сварного соединения наружный диаметр 273 мм, толщина стенки 5 мм - Предел текучести т H/мм2, не менее 216, Относительное удлинение 5, % не менее 17
4. Электроды диаметром 6 мм Э42 - Временное сопротивление разрыву в кгс/мм2 не менее 42
Относительное удлинение 5, % не менее 18
Ударная вязкость aн кгс - м/см2 не менее 8
Номинальная длина электрода не менее 350 мм
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при оказании услуг, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, исследовав представленные в материалах дела документы, заслушав доводы сторон, считает, что допущенные Заказчиком нарушения, являются достаточными основаниями для выдачи обязательного для исполнения предписания, направленное на аннулирование аукциона в электронной форме.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" - частично обоснованной, в части установления требований несущие избыточный характер, цвета "Затирки", описание требований к товарам без указания единиц измерения массы и габаритных размеров, требования, противоречащие ГОСТ, размещения ПСД не в полном объеме, не установлены виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
2. Признать нарушившим нарушившими п.2 ч. 1 ст. 33, п.1 ч.1 ст.64, п. 1 и п.2 ч. 1 ст. 64 ч.2,3,10 ст.70 ч.2 ст.110.2 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании аукциона в электронной форме Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мархадаева А.М.
Бадмаева Н.Ю.
-------------------------------------------
*(1)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 17 января 2018 г. N 08-10-03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2018