Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотревжалобыООО "Европейский центр образования" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Избирательной Комиссии Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытых конкурсов на оказание услуг по организации и проведению мероприятия по повышению правовой культуры участников избирательного процесса в Московской области "IV Фестиваль "Подмосковье выбирает!", на оказание услуг по организации и проведению мероприятия по повышению правовой культуры участников избирательного процесса в Московской области "Референдум среди учащихся средних образовательных школ Московской области", на оказание услуг по организации и проведению мероприятия по повышению правовой культуры участников избирательного процесса в Московской области "Форум организаторов выборов и референдумов в 2018 году" (извещения N 0348100034317000034, N 0348100034317000035, N 0348100034317000036 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурсы) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалоб Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурсов.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего Конкурсные документациине соответствующие нормам Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении Конкурсов Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещениями, Конкурсными документациями, протоколами, составленными при осуществлении закупок:
1) извещение о проведении Конкурсов размещено на Официальном
сайте - 31.12.2017;
2) начальная максимальная цена контракта:
по закупке 0348100034317000034 - 232 646 569,00 руб.;
по закупке 0348100034317000035 - 79 967 480,00 руб.;
по закупке 0348100034317000036 - 18 438 632,00 руб.;
3) даты окончания подачи заявок - 22.01.2018;
4) даты рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсах - 23.01.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) от 21.03.2016 N 471-р (далее - Перечень).
В соответствии с извещением о проведении Конкурсов, положениями Конкурсных документаций объектами закупок является оказание услуг по организации и проведению мероприятия по повышению правовой культуры участников избирательного процесса в Московской области.
Заказчиком установлен код ОКПД 2 82.30.11.000 "Услуги по организации конференций", который не включен в Перечень.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные Заявителем в жалобах коды ОКПД 2 "13" Текстиль и изделия текстильные, "14" Одежда, "32.9"Изделия готовые, не включенные в другие группировки, "58.19.11.100"Открытки почтовые печатные, открытки поздравительные не соответствует потребности Заказчика, в связи с тем, что в рамках исполнения контракта участникам закупки необходимо оказать услуги по организации и проведению мероприятий по повышению правовой культуры участников избирательного процесса в Московской области.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса, правомерны и соответствуют части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлен порядок оценки заявок участников закупки в нарушение норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 30 Правил оценки заявки установлено, что в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
В соответствии с приложениями N 2 к информационной карте Конкурсов установлен порядок оценки заявок участников закупки, в том числе: "Нестоимостные критерии оценки", а именно: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В рамках Критерия N 1, Заказчиком по показателю "Качество услуг" указан предмет оценки, согласно которому подлежит оценке "предоставленные участником закупки организационно-технологические предложения по оказанию услуг, отвечающие требованиям технической части конкурсной документации и в наибольшей степени отвечающим потребностям Заказчика.
Предложения должны включать в себя:
1) детализированное предложение по организационным мероприятиям по реализации задач оказания услуг, определенных в Техническом задании;
2) детализированное предложение оказания услуг определенных в Техническом задании;
3) детализированный календарный план оказания услуг".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым в пунктах 7 технических заданий Конкурсных документациях установлены "цели использования результатов оказанных услуг", а именно: "Повышение интереса участников избирательного процесса к институту выборов; совершенствование знаний в области избирательного законодательства; формирование активной гражданской позиции участников избирательного процесса; использование различных форм и методов по информированию о предстоящих избирательных кампаниях"; "Формирование и развитие у школьников политической культуры, самосознания, гражданской зрелости, самостоятельного мышления, способности анализировать и видеть политические ценности, повышение эффективности образовательного процесса"; "Целью Форума является подготовка состава квалифицированных кадров, входящих в систему избирательных комиссий Московской области при подготовке и проведении различного уровня выборов, референдумов в 2018 году".
Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком требований по оценке детализированных предложенийвводит участников закупки в заблуждение, так как участникам закупки не ясно, какое предложение подлежит оценке и что необходимо представить по данному показателю.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пунктов 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части утверждения Конкурсной документации, не содержащей надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводам жалоб Заявителя, в технических заданиях Конкурсных документаций отсутствуют требования к количеству участников мероприятий, вместимости помещений для проведения мероприятий и техническим характеристикам оборудования для проведения мероприятий.
Заказчиком в пункте 3 технических заданий Конкурсных документаций установлено, что местами оказания услуг являются "Муниципальные районы и городские округа Московской области".
В соответствии с пунктом 8 технических заданий установлен "Перечень мероприятий, виды оказываемых услуг", в котором указано: "подготовить и согласовать с Заказчиком план мероприятий Форума. В Плане отражаются следующие характеристики по каждому этапу:
1. место проведения (наименование административно-территориального образования Московской области, адрес проведения мероприятия Форума, характеристики помещения с указанием количества мест и необходимого оборудования в соответствии),
2. дата проведения мероприятия,
3. территориальная принадлежность участников мероприятия,
4. общее количество участников мероприятий,
5. согласованные с Заказчиком, кандидатуры выступающих".
При этом, требования к количеству участников определены в пункте 8 технических заданий, где установлено: "предоставить помещения для проведения мероприятий Форума, вместимостью от 500 до 45 000 человек, соответствующие санитарным нормам зимнего (летнего) периода, оснащенные необходимым количеством стульев (кресел) по числу участников".
Соответственно результатом исполнения контрактов является проведение мероприятий на 45 000 человек.
Исходя из вышеуказанного исполнителем определяется вместимость каждого помещения с учетом необходимого ему количества помещений для обеспечения участия 45 000 человек (одновременно, либо параллельно в нескольких помещениях, либо последовательно в течении нескольких дней).
Таким образом указанные требования к вместимости помещений являются достаточными для подготовки плана мероприятий и, соответственно, описания детализированного предложения по оказанию услуг участником закупки.
Таким образом, доводы жалоб Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобыООО "Европейский центр образования"частично обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушениепунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссииобязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дел от 19.01.2018N 07-24-699эп-1/18, N 07-24-699эп-2/18, N 07-24-699эп-3/18 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 19 января 2018 г. N 07-24-699эп-3/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2018