Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<__.>,
Члены Комиссии:
<__.>,
в присутствии:
<__.>,
рассмотрев 26 января 2018 года жалобу <__.> (далее - Заявитель) на действия комиссии <__.> (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N0509200000217000038 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (изменения извещения о проведении электронного аукциона от 19.12.2017 NИИ1) (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 19 января 2018 г. поступила жалоба от Заявителя на действия комиссии Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 22.01.2018 N 30 рассмотрение жалобы назначено на 26.01.2018 года в 11 часов 00 минут. В процессе рассмотрения объявлялся перерыв до 26.01.2017 года 14 часов 15 минут.
Заявитель полагает, что заявки <__.> и ЗАО <__.> неправомерно признаны соответствующими, поскольку расчет цены контракта произведен не в соответствии с указаниями Банка России от 19.09.2014 N 3384-У.
На основании изложенного, <__.> просит:
- приостановить закупку до рассмотрения жалобы по существу;
- выдать предписание аукционной комиссии об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы, действия комиссии Заказчика и аргументы его представителей, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком 13.12.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N0509200000217000038 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (изменения извещения о проведении электронного аукциона от 19.12.2017 NИИ1).
Начальная (максимальная) цена контракта: 238 666 рублей 54 копейки.
Дата и время окончания подачи заявок: 09.01.2018 в 12:00
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 09.01.2018
Дата проведения аукциона в электронной форме: 12.01.2018 г.
Время проведения аукциона: 10 часов 40 минут.
По окончании указанного срока подачи заявок поступило 5 (пять) заявок на участие в Аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.01.2018 победителем признано ОАО <__.>.
При изучении довода жалобы установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены п. п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч. ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.01.2018 N0509200000217000038-3 вторые части заявок ЗАО <__.>, ОАО <__.>, <__.> признаны соответствующими требованиям документации о закупке.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об обязательном страховании) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии. Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о обязательном страховании.
Страховые тарифы ОСАГО, порядок их определения и применения установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона об обязательном страховании страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 Закона об обязательном страховании.
Согласно доводам жалобы Заявителем предложена цена контракта с учетом минимальных значений базовых ставок для каждого транспортного средства на основании Указаний Банка России от 19.09.2014 N 3384-У. Следовательно, участниками закупки ЗАО <__.>, ОАО <__.> предложена цена, несоответствующая Указаниям Банка России от 19.09.2014 N 3384-У.
В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона об обязательном страховании страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 Закона об обязательном страховании. Установленные в соответствии с Законом об обязательном страховании страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном ст. 68 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
В соответствии с ч. 10 ст. 69 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Также, положениями ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе предусмотрено признание заявки несоответствующей требованиям документации о закупке в случае ее несоответствия ч. 1, ч. ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31, и непредставления документов и информации, предусмотренных п. п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, в то время как порядок проведения аукциона и подачи ценовых предложений участниками закупки регламентирован положениями ст. 68 Закона о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссии Мордовского УФАС установлено, что аукционная документация не содержит ограничение к порядку предложения и сумме минимального ценового предложения участниками закупки, поскольку данные требования уже предусмотрены положениями Закона о контрактной системе.
Таким образом, подача при проведении аукциона участником закупки ценового предложения, несоответствующего действующему законодательству, не влечет нарушения в действиях аукционной комиссии Заказчика при условии соответствия заявки требованиям документации о закупке и отсутствия оснований для признания заявки несоответствующей в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заявителя аукционная комиссия Заказчика должна отклонить заявки ЗАО <__.>, ОАО <__.> на основании ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Вместе с тем, ценовое предложение участника закупки не является документом, предоставляемым участником закупки в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии Заказчика не установлены нарушения ч. 6.1 ст. 66, ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба Заявителя признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено.
1. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" (далее - Постановление Правительства N 19) установлено, что при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности, следовательно, при проведении указанного Аукциона применяются положения Постановления Правительства N 19.
Вместе с тем, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что Заказчиком в аукционной документации не указана формула цены и максимальное значение цены контракта, что не соответствует Постановлению Правительства N 19, нарушает часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии со статьей 32 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховая деятельность относится к видам деятельности, которая подлежит обязательному лицензированию.
При этом, частью 2 статьи 32 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусмотрены следующие виды страхования, которые подлежат обязательному лицензированию: добровольное страхование жизни; добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни; добровольного имущественного страхования; виды страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования; перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате.
Так, в соответствии с абзацем 9 статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО), страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки должен установить требования к участникам, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из совокупности данных норм следует, что Заказчик в извещении и документации об электронном аукционе должен предъявить такое требование как наличие лицензии на осуществление обязательного страхования автогражданской ответственности.
Тем не менее, как видно из документации Аукциона, требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Заказчиком не установлено.
Таким образом, в нарушение ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как следует из представленных документов, объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что требует от участника закупки предоставления в первой части заявки исключительно согласия на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе (пункт 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе), что также подтверждено представителями Заказчика на заседании Комиссии Мордовского УФАС России.
Вместе с тем, в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, в п.25.1 Информационной карты установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в разделе 2 "Техническое задание" документации об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России N 78-од от 05.08.2016 года "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу САО <__.> на действия комиссии Заказчика - <__.> при проведении электронного аукциона N0509200000217000038 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (изменения извещения о проведении электронного аукциона от 19.12.2017 NИИ1) необоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением ч.2 ст.34, п.2 ч.1, ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании Аукциона.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
<__.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 26 января 2018 г. N 39
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2018