Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО Екатерингофский (далее - Заказчик):
ООО "Строительная Перспектива" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 1172-ЭП/17 от 17.01.2018) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на работы по содержанию, включая уборку территорий и элементов благоустройства, зеленых насаждений общего пользования местного значения и детских площадок, расположенных на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Екатерингофский (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 28.12.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300009117000013. Начальная (максимальная) цена контракта 1 212 426,39 рублей.
Заявитель обжалует неправомерные действия Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
В конкурсной документации установлен раздел "Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, использующихся при выполнении работ", в котором указаны требования к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ.
Инструкция по заполнению раздела "Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, использующихся при выполнении работ" содержится в пункте 6 раздела 2 конкурсной документации.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что документация содержит инструкцию по заполнению заявки, которая в свою очередь содержит порядок в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенных доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, оспариваемая форма требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, инструкция по заполнению первой части заявки, не препятствует участию в аукционе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу.
Следовательно, жалоба является необоснованной.
В результате внеплановой проверки закупки установлено следующее.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что в аукционной документации указано, что количество баллов, присуждаемых по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется по шкале исходя из степени детализации описания и содержательной проработанности, в соответствии со следующей шкалой оценки:
Наименование критерия |
Количество баллов |
|
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
Предоставление участником сведений с описанием о качественных характеристиках объекта в совокупности, где наиболее подробно и полно детализированы, содержательны, проработаны и отражены все пункты, указанные в Инструкции по заполнению Формы 4 "Качественные, функциональные характеристики объекта закупки" (часть 6 раздела 2 Конкурсной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе") |
100 баллов |
Предоставление участником сведений с описанием о качественных характеристиках объекта в совокупности, где один и более пунктов из указанных в Инструкции по заполнению Формы 4 "Качественные, функциональные характеристики объекта закупки" (часть 6 раздела 2 Конкурсной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе") представлены с незначительными недоработками. |
80 баллов |
|
Предоставление участником сведений с описанием о качественных характеристиках объекта в совокупности, где один и более пунктов из указанных в Инструкции по заполнению Формы 4 "Качественные, функциональные характеристики объекта закупки" (часть 6 раздела 2 Конкурсной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе") описаны не достаточно детализировано и проработао. |
60 баллов |
|
Предоставление участником сведений с описанием о качественных характеристиках объекта в совокупности, где один и более пунктов из указанных в Инструкции по заполнению Формы 4 "Качественные, функциональные характеристики объекта закупки" (часть 6 раздела 2 Конкурсной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе") описаны слабо, несодержательно. |
40 баллов |
|
Предоставление участником сведений с описанием о качественных характеристиках объекта в совокупности, где отсутствует описание одного и более из указанных в Инструкции по заполнению Формы 4 "Качественные, функциональные характеристики объекта закупки" (часть 6 раздела 2 Конкурсной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе") |
20 баллов |
|
Предложение не представлено или повторяет текст Технического задания (Приложение N1 к Конкурсной документации) |
0 баллов |
В зависимости от полноты и проработанности представленного предложения участника закупки, а также наличия описания по всем указанным в части 6 раздела 2 Конкурсной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе", каждый член комиссии присваивает заявке оценку предложения участника (в баллах).
Для получения оценки (значения в баллах) по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии, присутствующими за заседании комиссии по сопоставлению и оценке конкурсных заявок по критерию.
Таким образом, установленный Заказчиком в документации о закупке порядок оценки конкурсных заявок не позволяет установить, какое из предложений участников закупки будет являться лучшим условием исполнения контракта. Документация о закупке не позволяет определить порядок оценки полноты представленных в заявке сведений по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Следовательно, присвоение максимального количества баллов по критерию зависит от субъективного усмотрения конкурсной комиссии Заказчика при определении полноты и достаточности сведений.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление в документации о закупке порядка оценки, который не позволяет объективно оценить лучшее предложение в отношении объекта закупки, не соответствует п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная Перспектива" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 9 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 января 2018 г. N 44-493/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2018